Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

История Китая

Призвания Мао в декабре 1963 года

Еще в декабре 1963 г. Мао призвал «развернуть сверху донизу движение за учебу у НОАК». для этого направлять в гражданские отрасли, ведомства и учреждения «сильные политические кадры» из армии, а гражданских работников командировать на выучку в воинские подразделения, повсюду использовать «установки и методы идеологической борьбы в НОАК». Мао писал: «Над этим вопросом я думал несколько лет. Теперь. . . пришло время повсеместного осуществления этой идеи». Попытки внедрить армейский уклад во все сферы жизни Китая предпринимались, как известно, и раньше — в период «большого скачка» и «коммуннзацин» конца 50-х годов. Но ни тогда, ни в начале 00-х годов условий для полной реализации этого замысла не было.

Их создала «культурная революция».
В условиях маоистского режима, детища контрреволюционного переворота, вся полнота власти сконцентрировалась в руках кучки высших армейских чинов и верхушки профессиональных чиновников-бюрократов, не контролируемых никакими представительными институтами.
Лица, занимавшие руководящие посты в армии, составили свыше 2/з членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПК, сформированного после X съезда партии. Выдвинувшиеся в ходе «культурной революции» по партийной линии Ван Хунвэнь и Яо Вэньюань получили должности военных комиссаров, Чжан Чуньцяо стал начальником Главного политического управления НОАК. Аналогичный процесс включения партийных работников в армейскую сферу получил распространение на местах. Военные заняли командные высоты в органах власти.

Подробнее...

Генеральная цель маоистов

Мао Цзедун

Генеральная цель маоистов оставалась прежней: превратить КНР в мощное милитаристское государство, способное захватить и осуществлять мировую гегемонию, «покорить земной шар», как в свое время формулировал задачу Мао Цзэдун. Во имя этой цели маоисты совершили контрреволюционный переворот, переиначили всю жизнь китайского общества на маоистский лад.
В наиболее полном объеме Мао изложил свои воззрения на общество, которое он вознамерился учредить в Китае, в письме к Линь Бяо от 7 мая 1966 г. Основные положения этого письма были воспроизведены в передовой «Жэньминь жнбао» за 1 августа того же года, озаглавленной «Вся страна должна превратиться в великую школу идей Мао Цзэдуна». В ней говорилось: «Рабочие, занимаясь главным образом промышленным трудом, должны совмещать его с овладением военным делом, политикой и культурой. . . Необходимо также критиковать буржуазию". . . А там, где есть условия, заниматься и сельскохозяйственным производством, как это делается на Дацинскнх нефтепромыслах.
Крестьяне народных коммун, занимаясь главным образом сельским хозяйством , также должны совмещать это с овладением военным делом, политикой и культурой. А когда есть условия, необходимо создавать на коллективных началах небольшие промышленные предприятия; необходимо также критиковать буржуазию.
То же можно сказать и об учащихся. Занимаясь главным образом учебой, они должны. . . приобщаться к промышленному и сельскохозяйственному труду, военному делу, должны также критиковать буржуазию. . . Нельзя больше терпеть такое явление, как господство буржуазной интеллигенции в наших учебных заведениях.
Работники торговых учреждений, предприятий бытового обслуживания и партийно-правительственных учреждений при наличии условий должны делать то же самое. Излучающая свет идея Мао Цзэдуна имеет великое историческое значение».

В отличие от полного текста письма, опубликованного в сборнике «Да здравствуют идеи Мао Цзэдуна», в передовой «Жэньминь жибао» были опущены положения об армейских подразделениях. Военнослужащим вменялось в обязанность сочетать военное дело с изучением политики и культуры, с организацией промышленного и сельскохозяйственного производства, созданием мелких и средних предприятий, с участием в политических кампаниях на заводах и в деревнях.

Подробнее...

Причины для перемен во внутренней жизни Китая

Разумеется, причины для перемен во внутренней жизни Китая были более чем вескими. И главная из них состояла в непримиримом противоречии между политикой маоистов и объективными потребностями китайского общества, в необходимости как-то решать задачу ликвидации отсталости страны. Однако в пекинской пропаганде, в открытых выступлениях китайских лидеров и их беседах с иностранцами ни одна из основных маоистских установок по вопросам внутреннего развития не была поставлена под сомнение.
Это полностью относилось к «генеральной линии — напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше и экономнее», кото-3 В. И. Лазарев  в 1958 г. были подменены решения VIII съезда КПК и в соответствии с которой осуществлялся «большой скачок». Сама идея «большого скачка» по-прежнему сохранялась в повестке дня. Так, Чжоу Эньлай заявил 24 ноября 1971 г. : «Наблюдается обстановка нового скачка в деле социалистического строительства нашей страны».

Обнаруживались факты, которые наталкивали на мысль о попытках китайского руководства как бы повторить «скачок» 1958 г., но в менее вызывающей форме.
Известно, что в качестве главного рычага «большого скачка» 50-х годов применялись так называемые «массовые движения», первое из которых было организовано в ирригационном строительстве. В декабре 1971 г. из Китая снова стали поступать сведения о развернувшемся «полеводческом капитальном строительстве», участники которого «покоряли горы, реки, пески и солончаки во имя революции»; в эти работы были вовлечены более 90 млн. человек.
По аналогии с концом 50-х годов таких давалась ориентировка на то, чтобы «серьезно претворять в жизнь разработанный председателем Мао курс на одновременное развитие современных и кустарных предприятий, одновременное развитие крупных, средних и маленьких предприятий», «осуществлять комплексный курс «идти па двух ногах».В 1971 г., согласно данным КНР, па средние и мелкие предприятия пришлось 60% химических удобрений и 40% цемента, производимых в стране.

Подробнее...

Внутриполитическое положение в КНР

Внутриполитическое положение в КНР оставалось неустойчивым. С самого начала «культурной революции»Мао Цзэдун и его окружение метались в поисках замены разрушенной системе партийных и государственных органов.
В августе 1966 г. на пленуме ЦК КПК была выдвинута задача повсеместной организации «групп, комитетов и конференций представителей культурной революции» как правомочных постоянных органов власти. Но кроме пресловутой «группы ЦК КПК по культурной революции», в которой верховодили жена Мао и его ближайший подручный Кан Шэн, ни одно из таких формирований никак не проявило себя.
В начале 1967 г. с большой помпой было объявлено о «январской революции» в Шанхае и образовании «коммуны» якобы по образцу Парижской коммуны 1871 г Был брошен призыв повсюду следовать примеру Шанхая. Но и из этого ничего не вышло.

Вслед за тем Мао Цзэдун выступил с указанием о необходимости «слияния трех сил» и создании на этой основе «ревкомов». Однако выполнение этого указания также натолкнулось на противодействие, при организации «ревкомов» пришлось открыто прибегнуть к насилию, пустив в ход армию. Во многих местах обнаружилась низкая дееспособность «ревкомов», они раздирались внутренней борьбой, подавляющее большинство их членов находилось в бригадах и других низовых единицах, участвуя в «производственном коллективном труде», или в трудовых лагерях, именовавшихся «школами 7 мая».

Подробнее...

Количество трудодней

Количество трудодней определялось в зависимости от «уровня политической сознательности» данного крестьянина. Таким образом, первостепенным условием получения относительно высокого дохода являлась политическая благонадежность, а уж затем качество и количество труда.

Как явствовало из сведений, изредка попадавших в китайскую печать, при обсуждении в парткомах вопросов распределения урожая раздавались голоса «за то, чтобы дать больше хлеба крестьянам», но вышестоящие инстанции считали, что «такие взгляды не соответствуют политике партии в распределении зерна». Журнал «Хунци» в декабре 1972 г. призывал «больше есть, выполняя какую-либо работу, и меньше есть, находясь дома», «комбинировать употребление грубой пищи с тонкой пищей». Здесь же содержалось напоминание об установке «меньше риса — больше винтовок», которая проводилась в годы войны.
В промышленности оплата производилась в соответствии с восемью разрядами, при присвоении которых учитывались не столько квалификация и стаж работы, сколько политическая благонадежность рабочего по маоистской мерке. Между разрядами существовала разница в заработке, но в рамках каждого из них он был неизменным, независимо от количества и качества произведенной продукции.
Конечно, было бы неправильным вообще отрицать какие-либо перемены внутри Китая после «культурной революции». Они происходили за счет отказа от наиболее разрушительных, экстремистских установок периода «культурной революции». Однако корректировка внутренней политики шла при сохранении стратегического курса Мао Цзэдуна, который он сформулировал в конце 50-х годов.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе