Информация об ушу
Хуацюань — быстрый, красивый и эффективный стиль, ориентированный на ведение поединка на дальней дистанции. В переводе «хуацюань» означает «кулак драгоценностей».
Сформирован он был в тот период, когда под девизом «Цяньлун» правила династия Цин. Создателем стиля хуацюань считается Гань Фэнчи (родом из Цзяннина). В труде под названием «Цюань юн мин Тянься», что переводится как «Кулачные бойцы, известные на всю Поднебесную», автор говорит об этом мастере, как о человеке, обладавшем почти сверхъестественной силой, который, к тому же, знал как внешние, так и внутренние аспекты кулачного искусства, и поэтому никто не мог одержать над ним победу. Кстати, Гань Фэнчи не только сформировал основы нового стиля, но и поработал над тем, чтобы об этом виде ушу не забыли, и для этого написал труд, который назвал «Хуацюань цзун цзянфа», что в переводе означает «Общее описание хуацюань».
Также во время правления династии Цин стиль хуацюань был передан от Цзяна Чжэцуня к Ли Таньюэ, от которого он и достался Яну Эчжоу (Ян Вэньлань).
Можно сказать, что хуацюань объединил в себе лучшее из различных известных стилей ушу. Тут можно увидеть элементы и стилей категории дуаньда, и стилей категории чанцюань.
Сегодня мы поговорим о достаточно известном стиле ушу, который называется инчжаоцюань. Полное название данного стиля звучит так - инчжао фаньцзыцюань, что в переводе означает "орлиные когти и опрокидывающий кулак". Чаще всего инчжаоцюань встречается в таких провинциях как Гуандуи, Гуанси и Хэбэй, и мегаполисах Шанхай и Нанкин.
Принято считать, что данный стиль начинался с имени Лю Шицзюня (уезд Сюнсянь, провинции Хэбэй). Сначала Лю Шицзюнь учился у монаха Даоцзи технике болевых приемов с использованием орлиных когтей(инчжао циньна),а потом - у монаха Фачэна стилю юэши ляньцюань (непрерывный кулак семьи Юэ). Достигнув определенного уровня мастерства в 1866 году Лю Шицзюнь начал обучать других. Преподавал Лю в Пекине в казармах восьмизнаменных войск - обучались воины войск чисто-белого знамени. За все время его практики, как учителя, среди его учеников он особо выделял лишь двоих - Лю Чэнъю и Ли Чжэньшэна. И через не то чтобы очень уж долгие, но все же годы один из учеников Лю Чэнъю объединил два изучаемых им стиля в один. Новый вид ушу получил название "инчжао фаньцзыцюань", что переводится как "переворачивающийся кулак орлиных когтей". Так что создателем нового стиля также можно считать и ученика Лю Чэнъю по имени Чэнь Цзычжэн. Ведь именно он решил произвести такое слияние.
Хотя другие источники говорят о том, что первые и весьма уверенные шаги в направлении такого объединения делал Лю Шицзюнь. Который вполне осознанно добавил в юэши ляньцюань удары собранными вместе и согнутыми во вторых фалангах пальцами. Такие удары называются ударами "когтями орла". Но если этому новшеству Лю обучил всех своих учеников, то все секреты он передал лишь четырем. При этом он просил не рассказывать никому об этих нововведениях. Поэтому трое учеников послушно унесли тайну с собой в могилы, а вот четвертый ослушался и передал секреты сыну по имени Лю Чэнфа. А тот, в свою очередь поделился с Лю Сыцзюнем. Но основной вклад внес все же Чэнь Цзычжэн, который в данной версии выступат как ученик Лю Сыцзюня.
Его называли "желтолицым тигром" или Цзюньцином. Он был не только известным мастером ушу. О нем также нередко вспоминают, когда речь заходит о прошлой борьбе с иностранной колонизацией Китая. Его имя - Хо Юаньцзя (кит. 霍元甲, пиньинь Huò Yuánjiǎ, кантонск. Fok Yuen Gap).
Хо Юаньцзя родился в 1869 году, в Дунгуане (провинции Хэбэй). И родился он не в обычной семье, а в семье людей, которые изучали ушу давно и уже достигли весомых успехов. Казалось бы, все очевидно - отец - профессиональный охранник и мастер ушу, постоянно тренирует братьев Хо Юаньцзя, и многие решат, что видимо, мальчик тоже рано начал обучение и именно поэтому стал мастером. А ведь на самом деле история складывалась совсем по-другому. Отец заметил, что мальчик очень слаб и часто болеет, и наказал сыну изучать гражданские науки, решив, что в мире единоборств успехов ребенку не достичь. Мальчика обидело такое отношение и недоверие со стороны отца, но он и не думал сдаваться. Он наблюдал за тем, как отец обучает братьев, и потом тренировался в лесу самостоятельно. Со временем это заметил его отец, и был крайне обрадован тем, что у его сына такой сильный и твердый характер. И, конечно же, сразу после этого происшествия отец стал обучать Хо Юаньцзя наравне с остальными.
Хо Юаньцзя более десяти лет изучал стиль мицзунцюань. И в 1890 году его пригласили в Хэнаньское «Общество кулаков и рук». Там Хо участвовал в поединках и, после его многочисленных побед он стал известным и о нем заговорили.
Позже, уже когда Хо пребывал в Тяньцзине, на него напал с десяток вооруженных преступников. Хо Юаньцзя отбился от них...коромыслом. За что и получил прозвище "Хо-Силач".
В жизни Хо было много примечательных историй. К примеру, в 1901-м в Тяньцзине объявился какой-то русский силач. Он демонстрировал показательные выступления и постоянно оскорблял китайцев. Хо не только потребовал от него извинений, но и добился их. Но весной 1909-го ситуация практически полностью повторилась: в Шанхай, также с показательными выступлениями, пожаловал американец О’Брайен. Он повторял, что "побил всех в мире, осталось только побить китайцев". Но в Шанхай как раз пригласили Хо Юаньцзя, вместе с двумя ближайшими учениками, одного из которых звали Лю Чжэньшэн. Поединок двух мастеров обещал быть зрелищным, поэтому готовились к нему довольно тщательно: в “Парке ароматов бразении”(он до сих пор существует) начали возводить специальный помост, тщательно обсуждали правила боя. Американец планировал выступать в перчатках, потому что хорошо боксировал, но и правила требовал, как в этом виде боевого искусства. А Хо, в свою очередь, ратовал за броски и удары ногами. С правилами и датой поединка все решили только к сентябрю. К этому времени помост в виде дощатого прямоугольника 4 на 1,5 м уже давно возвышался над землей, стоя на четырех высоких резных столбах из эвкалипта. И вот, в назначенный день и время жаждущая представлений публика собралась возле помоста. Пришел и Хо. Только вот второго участника поединка так и не дождались. Ждали его ни много ни мало - целый день. А на следующие сутки пришло сообщение о том, чтоО’Брайен предпочел спешно ретироваться и покинул Шанхай.
Стиль мэйхуачжуан тоже не относится к особо популярным. Но тем не менее, он существует. А значит тем, кто увлекается изучением ушу будет полезно о нем узнать. Мэйхуачжуан переводится как "столбы сливы мэйхуа", но на самом деле это сокращение от полного названия стиля "ганьчжи уши мэйхуачжуан", что, в свою очередь, означает"стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа". Еще этот стиль можно встретить под именами мэйхуацюань (перевод: "кулак сливы мэйхуа") или мэйхуачжуанцюань (перевод: "кулак столбов сливы мэйхуа").
К слову, в Китае немало видов единоборств, в названии которых так или иначе упоминается слива мэйхуа. Но все же не стоит каждый из них считать разновидностью данного стиля. Практичней будет сначала изучить информацию об обоих сравниваемых видах, и лишь потом делать выводы, а то можно оказаться в не особо умной ситуации.
Говорят, что этот внутренний стиль очень древний, и его возраст даже больше тысячи лет. Также считается, что этот стиль был создан монахами и имеет непосредственное отношение к куньлуньскому направлению ушу. Документов, которые бы подтверждали это, нет. Но обстоятельно подготовленные легенды и здесь знают ответ. Они говорят, это связано с тем, что стиль мэйхуачжуан длительное время передавался только внутри семей по мужской линии: от отца - к сыну, от сына - к внуку. Собственно, это и есть причина появления еще одного названия данного стиля: фуцзыцюань (перевод:"кулак отца и сына").
Кстати, в некоторых семьях такая традиция сохранилась до сих пор. Поэтому немногие все же знают о том, что такое «камни летящей саранчи», «чудесные стрелы» или «иглы мэйхуа».
Известным мастером ушу давно уже признан Ип Ман. Он практиковал стиль Вин Чунь, и первым начал открыто ему учить. Хотя также немало популярности ему добавляет и тот факт, что именно он был учителем Брюса Ли. Собственно, поэтому персонаж Ип Мана нередко появляется в фильмах о Брюсе Ли. Хотя позже и о самом Ип Мане была снята отдельная картина.
Родился Ип Ман 4 октября 1893 года в городе Фошань (провинция Гуандун). Семья Ип Мана была аристократической и вполне состоятельной, но Ип Ман был младшим из сыновей, поэтому и не получил какого-то сверхвысокого капитала в наследство. Боевые искусства Ип Ман изучал с самого детства, ведь это было весомой частью традиционного китайского образования. С шестилетнего возрастра Ип Ман тренировался под чутким руководством Чан Ва Шуня, который был известным мастером и преподавал Вин Чунь. А после его смерти Ип Ман учился у У Чан Со. Позже Ип Ман знакомится с сыном того, кто учил Чан Ва Шуня, и становится его учеником.
Ранее начало обучения позволило Ип Ману уже в двадцать с небольшим стать полноценным мастером единоборств. В этом возрасте Ип Ман вернулся в Фошань и продолжил совершенствоваться в боевых искусствах. А тем временем слухи о его мастерстве довольно быстро распространялись по округе и двигались дальше.
В качестве работы Ип Ман выбрал для себя службу в полиции и стал офицером. Его отличительной чертой при работе там стало то, что он недолюбливал огнестрельное оружие, и при задержаниях предпочитал полагаться лишь на свое мастерство в области боевых искусств. Несколько позже Ип Ман женился, а через время в их молодой семье появились дети: две дочери и два сына.
Мицзунцюань представляет собой не особо известный в широких кругах, но тем не менее давний стиль ушу. Относительно много людей узнали об этом стиле лишь тогда, когда один их носителей мицзунцюань Хо Юаньцзя (1869 -1910) стал главой Ассоциации утонченных боевых искусств Цзинъу в Шанхае. Название стиля мицзунцюань переводится как "кулак потерянного следа" или "кулак тайного истока". Звучат эти названия одинаково, разница состоит лишь в написании. Говорят, что такое название связано с очень сложными движениями, в которых довольно тесно переплетаются "мягкий" и "жесткий" цигун.
Единого мнения о том, как появился мицзунцюань не существует. Но все легенды о происхождении этого стиля сходны в том, что рождение мицзунцюань тем или иным способом связано с Шаолиньским монастырем. Одна из историй рассказывает о мастере единоборств по имени Лу Цзюньи, который жил в провинции Хэбэй. Он зарабатывал на жизнь охранняя дома богачей. Но несмотря на то, что он считался и был очень сильным человеком, через некоторое время такой работы Лу Цзюньи все же решил учиться дальше и для этого отправился в Шаолиньский монастырь. Лу Цзюньи усиленно тренировался там на протяжении трех лет. Он изучал «Священный кулак» (шэньцюань). А через три года Лу вернулся домой и поразил всех своими успехами. Он побеждал всех, кто приходил померяться силами, и, игнорируя множество просьб, не принимал никого в ученики.
В один из дней Лу потребовалась помощь, чтобы собрать урожай и он нанял 10 довольно сильных парней. Но они работали вяло и Лу выгнал их всех. Кроме одного, который отлично справлялся с работой и был неукоснительно вежлив. Этим человеком был Янь Цин, признанный мастер боевых искусств. Он знал о том, что Лу не принимает учеников, но также был наслышан и о его невероятной силе. И поэтому Янь, решив научиться тому же, отправился служить Лу. Три года он служил ему, и три года без разрешения наблюдал за тем, как тренируется мастер, перенимая опыт.
Тайцзицюань - слово известное. Кто-то читал об этом стиле ушу в интернете, а кто-то видел такое название в объявлениях разных спортивных клубов. И уж,конечно, можно любому смело задать вопрос:"Что такое тайцзицюань?", и каждый ответит, что это такая борьба. А вот стоит произнести "тайцзуцуань", как со всех сторон тебя быстренько исправят, мол, не "тайцзу", а "тайцзи", а потом еще и удивятся, как можно не знать такого элементарного.
Хотя на самом деле тайцзуцюань - вполне самостоятельный и обособленный стиль ушу, который относится к школе чоцзяо. Тайцзуцюань был создан минским Тай-цзу Чжу Юаньчжаном. К слову, династийное имя Тай-цзу (великий предок) за все время носили лишь восемь монахов, и все они отлично разбирались в боевых искусствах. Так вот один из этих монахов и создал тайцзуцюань. Но в некоторых источниках также указано, что и императрица Ма тоже внесла свой вклад в создание тайцзуцюань.
Чжу Юаньчжан родился в 1328 году в Фэнъяне (провинция Аньхой), в семье крестьян. В юности Чжу был пастухом, а потом отправился в монастырь Хуанцзюэсы и стал монахом. Какое-то время Чжу также активно путешествовал. Этот человек также был известен и тем, что руководил восстанием крестьян, во время которого правящая тогда династия Юань была свергнута. Сначала Чжу просто присоединился к этому восстанию, но после смерти его лидера, Го Цзясина, сам возглавил его. Между прочим, в период этого самого восстания любую свободную минутку Чжу посвящал изучению техник и философии различных школ боевых искусств, а потом тут же применял все это на практике. Когда восстание подошло к концу Чжу стал первым императором династии Мин. В это же время он заинтересовался соревнованиями бойцов и техниками кулачных боев. Все это закончилось тем, что Чжу создал специальный комплекс, который получил название "сыпинцюань" или "кулак четырех ровных". Такое имя комплекса означает, что все четыре стороны света потрясены боевой мощью, а еще - "великое поровнение в Поднебесной". Как видим, скромности мастеру было не занимать. Также этот комплекс называли "чжуцзя хунъуцюань", что в переводе означает "кулак девиза правления `хунъу' семьи Чжу", а потом его же и переименовали в тайцзуцюань.
Важное место в списке мастеров ушу занимает и Сунь Лутан. Ведь он был действительно разносторонним и по-своему уникальным человеком. Уровень его познания в области боевых искусств был достаточно высоким, поэтому и пять книг о единоборствах, которые написал Сунь Лутан, до сих пор вызывают у людей интерес.
На самом деле его звали Сунь Фуцюань, а Лутан - это уже прозвище. Он родился 22 декабря 1860 года в деревне Дунжэньцзятунцунь(уезд Ваньсянь провинция Чжили империя Цин). Мальчику дали имя Фуцюань, что означало, что малыш в будущем принесет их небогатой семье удачу. С самого детства Сунь радовал родителей своей сообразительностью, и потому, когда ребенку исполнилось 7, отец отправил его на обучение к учителю, живущему неподалеку. Платить за обучение Суня было нечем, но отец так хотел дать умненькому сыну хоть какое-то образование, что начал отдавать учителю продукты со своего поля, лишь бы только мальчик учился. Но Сунь не разочаровал отца и оказался очень способным и старательным учеником, и уже в 9 многих удивлял своими познаниями.
Когда Суню было 9 лет умер от болезни его отец, и Сунь с матерью остались без средств к существованию. Женщина была в растерянности и отдала сына работать слугой к местному богачу.
На такой работе Суню пришлось несладко, сын богача постоянно дразнил и задирал мальчика, но тот не мог дать сдачи, чтобы не потерять работу, поэтому ему приходилось молча терпеть все побои и унижения.