Информация об ушу
Существует достаточно интересный для изучения стиль ушу, который называется тунбэйцюань, что переводится как "кулак сквозной подготовки". Истоки данного стиля нужно начинать искать еще в середине XIX века, во времена правления династии Цин. Именно тогда некий Пань Вэньсюэ, который занимался толкованием эдиктов, проживал в уезде Цансянь (провинция Хэбэй). По заветам Янь Сичжая он совмещал изучение боевых искусств и тех наук, которые тогда было принято называть гражданскими. Те знания, который он получил в процессе обучения, Пань Вэньсюэ решил сохранить в небольшом стихотворении, которое в переводе будет звучать так: "Через дух достигать метаморфозы, держать в запасе десять тысяч пронизанных Единым; законы и форма могут пронизывать, тело и применение - готовы". Что интересно, в оригинале первая и вторая строчки этого четверостишия начинаются на "ТунБэй", а третья и четвертая заканчиваются таким же образом.
Со временем Пань Вэньсюэ начал обучать других своему искусству. Учеников у него было не много, а поэтому ничто не мешало мастеру считать свое учение тайным. Более того, он требовал, чтобы в случае возникновения каких-то вопросов ученики отвечали, что изучают боевое искусство, которое называется "тунбэй", но записывали его название неправильными иероглифами. Естественно, в итоге со стилями и названиями, которые их обозначают, возникла огромная путаница. А правильное написание названия этого стиля стало известно лишь в 1911 году. Но до сих пор тот тунбэйцюань, который переводится как "кулак сквозной подготовки", нередко путают с другим стилем, чье название звучит также, но переводится как "кулак выбрасывания силы от спины" и, конечно, пишется по-другому.
Уже одно название этого стиля внушает одновременно и трепет, и уважение. Что неудивительно, ведь история его развития началась в очень давние времена, а мудрость и умения мастеров веками передавались из поколения в поколение. А как может не вызывать благоговения то искусство, которое прошло через сотни лет, но так и осталось востребованным и актуальным?
Полное название данного стиля звучит так: "Шаолинь-Сы Цюань-Шу". В переводе это означает "Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса". В разных источниках этот стиль можно встретить также под такими названиями: Шаолиньское ушу, Шаолинь-Цюань.
Этот стиль начал свой путь в стенах буддистского монастыря Суншань Шаолинь. >>Шаолиньсы в переводе означает «Монастырь молодого леса». Известно, что монастырь был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Свое название монастырь получил из-за того, что гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками в этой местности, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.>
Совсем не случайно именно здесь было выбрано место для строительства монастыря. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники. Изначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Первым настоятелем монастыря был буддийский монах Бато (跋陀).История возникновения стиля шаолиньцюань достаточно необычна. Согласно легенде, в 520-м году 28-й патриарх буддизма и индийский миссионер Бодхидхарма оказался в Китае, где его стали называть Дамо или Путидамо. Он говорил, что в Китай нужно привнести "истинный свет учения", и с этой целью отправился к императору. Хотя император и поощрял буддизм, но Бодхидхарму не одобрил, и тот отправился путешествовать по стране, надеясь найти приверженцев. Прошло какое-то время, и миссионер пришел в провинцию Хэнань к Монастырю молодого леса (Шаолиньсы), что стоял на горе Суншань. Но даже там его не восприняли всерьез. Потому что он говорил том, что истина изначально находится в душе человека, а не в каких-то книгах или словах. Но Бодхидхарма был не из тех, кто быстро сдается. Он решил не словом, а делом доказать, что его учение действительно является правильным и разумным. Для этого он сел лицом к стене и начал медитировать. Чем в течение последующих 9-ти (!) лет и занимался совершенно непрерывно. Такой невероятной внутренней силой монахи были поражены. И, находясь в крайней степени изумления, наконец-то приняли учение Дамо. Но по причине того, что он 9 лет провел в сидячем положении, Путидамо не смог ходить. Только даже это не сломило его дух и не остановило его. Более того, благодаря какой-то необычной гимнастике Дамо довольно быстро вернул себе способность нормально передвигаться. Потом Бодхидхарма объяснил монахам, что нужно равное количество времени посвящать занятиям и пассивной медитацией, и непосредственно боевыми искусствами. С этого момента и начинается история шаолиньцюань.
Говоря о стилях ушу, ориентированных на ведение поединка на дальней дистанции, нельзя не вспомнить про такой стиль, как чацюань (кит. 查拳; Pin: Zhaquan).
Сейчас этот стиль известен везде, а начиналось его развитие в Западном Лу (Шаньдун) недалеко от уезда Гуаньсянь, и только оттуда чацюань распространился сначала по Китаю, а потом и по многим другим странам. Но, к сожалению, до наших дней не дошли хоть какие-то документы, которые могли бы подтвердить это. Так что, когда речь заходит о чацюань, приходится довольствоваться лишь теми сведениями, что поколениями передавались в устной форме.
По одной из легенд принято считать, что чацюань получил свое название по фамилии мусульманина Ча Шанъи родом из Синьцзяна, который применял этот стиль. Также этого человека называли Ча Ми, Ча Мир или Чжамир. Жил он во времена правления династии Мин.
В том же XVI веке японские пираты регулярно совершали набеги на восточный Китай. Императору это надоело и он приказал известному полководцу Ци Цзигуану c этим покончить. Но нужного количества свободных воинов не оказалось, и чтобы дать отпор нападавшим пришлось издать указ о наборе добровольцев. Так к полководцу начали собираться патриоты со всей страны. В качестве одного из воинов этой армии отправился туда и Ча Ми. Добираться предстояло долго и трудно, многие очень устали и ослабли.
В их числе оказался Ча Ми, и когда он заразился тяжелой болезнью, его организму очень тяжело было бороться с ней. Выздоравливать его оставили в уезде Гуаньсянь в Западном Лу, но не все верили в то, что он вернется в строй. А местные жители прониклись уважением к молодому человеку, который из чувства патриотизма так далеко ушел из родных мест, и поэтому терпеливо и заботливо ухаживали за ним. Что и привело к выздоровлению. Позже, решив отплатить крестьянам за проявленную доброту, Ча Ми научил их тому боевому искусству, которое знал. Да, это было именно искусство чацюань. С того времени этот стиль и носит такое название, а уезд Гуаньсянь стали считать родиной этого стиля. Преемником Ча Мира со временем стал Ша Лян из того же уезда. Он стал известен, как отличный боец и даже получил прозвище "Господин Ша Лян - Летающая Нога".
Чэнь Чжаокуй (陈照奎). Это имя известно многим, изучающим тайцзицюань, ведь он внес существенный вклад в его развитие,точнее, непосредственно в развитие тайцзицюань стиля Чэнь. Ну а чего еще было ожидать от младшего сына известного мастера?
Итак, 24 января 1928 года в Чэньцзягоу родился будущий мастер ушу по имени Чэнь Чжаокуй. Его отцом был Чэнь Факэ (陈发科) - известный мастер тайцзицюань, которого в том же году пригласили преподавать в Пекин. Чэнь Факэ решил остаться там, а через еще четыре года к нему присоединились и Чэнь Чжаокуй вместе со своей матерью.
Когда Чэню исполнилось семь отец начал сам обучать ребенка тайцзицюань. И учил сына он крайне старательно, постоянно увеличивая нагрузки. Сначала Чэнь Чжаокуй выполнял форму 10 раз в день, а потом постепенно добрался и до числа 20. К слову, отец обучал сына не совсем так, как других своих учеников. Та традиционная семейная форма, которой он научил сына, от Чэня Факэ досталась очень немногим людям, не являющимся членами его семьи.
По словам старшей сестры будущего мастера Чэнь Юйся, гунфу Чэня ярко проявлялось уже через несколько лет после начала его занятий с отцом. Она рассказывала, что как-то, когда ее младшему брату уже исполнилось тринадцать лет, его отправили купить уксус. И все было спокойно, но когда Чэнь уже нес уксус домой, то по дороге встретил группу учеников театральной школы. Причем в группе было десять с лишним человек. Кто-то из этой группы вырвал у Чэня из рук бутылку с уксусом и подбросил ее вверх. Бутылка, естественно, разбилась. Чэнь стал что-то говорить и объяснять, но это не дало ни малейшего результата, а тот же человек, что и разбил бутылку, рванул вперед и, рассчитывая на то, что их больше десятка, а Чэнь только один, хотел взять мальчика в кольцо. Кого-то Чэнь побил, кого-то - бросил на землю, но из окружения вырвался. Так что уже тогда было заметно, что утомительные тренировки не проходят для мальчика даром.
Одним из представителей "нань пай" или "южной школы" является стиль под названием "наньцюань", что в переводе означает "южный кулак". Если еще раз внимательно прочитать название, то несложно будет догадаться, где именно особо распространен данный стиль. Да-да, на юге Китая, все верно.
>>Название "Южный кулак" - наньцюань пришло в лексикон ушу сравнительно поздно, а окончательно укоренилось в нем лишь в середине XX в. лишь после создания одноименного спортивного стиля.
В частности, это навправление нередко можно встретить в таких провинциях как Гуандун и Гуанси, Фуцзянь и Хунань, Хэнань, Цзянсу и Цзянси, и т.д. И, естественно, что в любой из этих провинций в практикуемых стилях видны свои особенности, хотя также можно легко заметить и общие черты.>
Непосредственно стиль наньцюань был создан еще во времена правления представителей династии Мин. Наньцюань успешно совместил в себе элементы таких стилей: кулак семьи Цай, кулак семьи Мо, кулак семьи Хун, кулак семьи Ли и кулак семьи Лю.
Для этого стиля характерно большое количество разнообразных техник работы руками, ведь поединки в наньцюань проводят либо на короткой, либо на средней дистанции. Тут действуют известные из китайских поговорок принципы: "Один шаг - несколько приемов руками" и "Одна позиция - много рук". Это отметил даже Чжан Юкун в своей книге, которая называется "100 вопросов по ушу".
Одним из основных в тренировке техники рук является упражнение под названием "наведение мостов". Применение данной техники дает возможность обезвредить и победить соперника и ассоциирует руки бойца с ведущим к противнику мостом. К слову, коротких ударов руками в наньцюань также предостаточно.
Что явно отличает наньцюань от многих других стилей ушу, так это частое использование различных выкриков. Считается, что в тот момент, когда выкрик совершается, одновременно происходит и выход силы, которая нужна для придания удару еще большей мощности. Почтенные мастера говорили так: "Кричи, и лишь только изменится ситуация, бей кулаком и тут же обвалятся горные вершины".
Одним из стилей ушу, в которых поединки ведутся преимущественно на короткой дистанции, является фаньцзыцюань. Очевидно, что этот стиль существовал уже в XVI веке, ведь именно к этому временному периоду относятся первые упоминания о нем. Еще в труде Ци Цзигуана под названием "Цзисяо синьшу" или "Новая книга записей о достижениях" говорится что "8 уверток-переворотов и 12 коротких — это искусность искусности".
Название "фаньцзыцюань" 翻子拳 переводится как "кулак вращения" или "переворачивающийся кулак". Но в разных источниках этот стиль можно встретить под разными именами. Среди которых есть и "фаньцзы", и "фаньцюань", и первоначальное название данного стиля - "башаньфань", что в переводе означает "8 уверток-переворотов".
Тот фаньцзыцюань, который изучают сейчас, несколько отличается от первоначального варианта данного стиля. Тем не менее, истоки современной версии фаньцзыцюань можно искать еще в середине XIX века. А если конкретнее - то в истории рода Дуань, который проживал в уезде Гаоян (провинция Хэбэй). Из того поколения рода, у представителей которого в именах встречался иероглиф "дянь", что означает "последний", было пять братьев, которые и стали учениками мастера Хань Лума. У этого мастера братья обучились искусству фаньцзыцюань и чоцзяо. Братья учились старательно и тренировались упорно, а потому со временем стали высококлассными бойцами. А позже и сами начали преподавать. Учеников у них было множество, но очень немногим они передали все те секреты фаньцзыцюань, которые знали сами.
В частности, у братьев не один год учился Сюй Чжаосюн, который и передал фаньцзыцюань своим ученикам: Хао Минцзю,Чэн Фу, Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Чэн Фу же, в свою очередь, обучил данному стилю своего сына по имени Чэн Цинчунь. Но Чэн Цинчунь также изучал и танланцюань, известный также как стиль богомола. Так что в его исполнении фаньцзыцюань несколько видоизменился, объединив в себе как основы фаньцзыцюань, так и элементы танлацюань. А вот Хао Минцзю во время тренировок каждое движение отрабатывал до мелочей, поэтому элементы фаньцзыцюань в его исполнении выглядят довольно запутаными и сложными. Вариация фаньцзыцюань от Ху Фэнсаня является своего рода комбинацией двух предыдущих вариантов. Со временем Чэн, Хао и Ху также начали набирать в ученики желающих научиться всем тонкостям и премудростям стиля фаньцзыцюань.Но тот вариант данного стиля, который известен сейчас берет начало все же от человека с именем Ма Фэнту. Он вместе со своим родным братом поступил в ученики к Чэну, Хао и Ху, которые в свою очередь учились у Ма Фэнту и Ма Инту основам тунбэй пигуа цюань. На самом деле, такой симбиоз послужил на благо развития обоих стилей.
Из тех, в чьей жизни важное место занимает изучение ушу, многие наверное слышали о мастере по имени Чэнь Цзие. Да и как не слышать? Известный мастер, а живет и работает не где-то в далеком Китае, а совсем рядом, в Петербурге, в России. Еще и в Москву ездит периодически, семинары проводить.
Но и те, кто про ушу знает лишь понаслышке, также вполне могут знать о Чэне Цзие, ведь он не только проводит тренировки и семинары, но и в кино успевает сниматься. В частности, его можно увидеть в таких фильмах: "Поцелуй бабочки" (2006 г.), "Гончие 3" (2010 г.) и "Дорогой мой человек"(2010г.) Т.е. как видим, Чэнь Цзие - известен и даже популярен в России. Но сегодня мы поговорим не о нем, а о том человеке, который помог ему добиться всего этого. О его великом учителе, которого звали Лю Баочан.
Лю Баочан (Цзы Сюйшен) появился на свет в уезде Наньгун (провинция Хэбэй). Родился Лю в довольно зажиточной семье, они не были особо стеснены в средствах, семье принадлежал огромный и красивый дом. Изучать боевые искусства Лю Баочан начал в достаточно раннем возрасте. Но отдавал предпочтение он шаолиньскими стилями цюаньшу (ушу). И вроде бы, все у него неплохо получалось, успехи были явно видны. Он был уверен в своих силах, но вот в один из дней Лю Баочан встретил соперника, который одержал победу над ним. Лю задело поражение и он сказал своему противнику, что через три года они встретятся снова, и тогда Лю уже обязательно победит. При этом будущего мастера не покидала мысль о том, что стили, которые он изучал, красиво выглядят, но малоэффективны в бою.
Потом Лю Баочан практически волей судьбы попал в ученики к мастеру Ли Цуньи, который был другом мастера Мын Куна, проживавшего неподалеку. Мын Кун принципиально не брал учеников, говоря: "Это мои занятия, моя сила". Он не сделал исключения даже для собственного сына, а когда тот сказал, что тоже хочет изучать ушу, отец отправил его к Ли Цуньи. Так как сын Мын Куна - Мын Сэнхуа, был другом Лю Баочана, поэтому они вместе отправились к Ли Цуньи, который начал обучать их искусству синьицюань.
По возвращении от наставника Лю Баочан продолжил тренироваться еще упорнее. 18 пар тапок для занятий Лю износил только за один год. Тренировки Лю проходили крайне своеобразно. Он брал скамейку и отправлялся...Куда бы вы думали? На кладбище! Потому что именно там ему уже никто не мешал проводить занятия. На ночь Лю ставил свою скамейку там, где был раскидан каменный уголь, а потом, ночью, ложился на нее же спать. Когда он во сне падал со скамейки на уголь, он вскакивал от сильной боли, и продолжал тренировку. Он по несколько часов мог стоять только в позе Саньтиши во время своих занятий.
В таком ритме и прошли заявленные три года. Естественно, когда Лю Баочан встретил своего противника еще раз, то одолел его своим первым ударом.
Хуацюань или «Кулак драгоценностей» был одним из самых изучаемых стилей среди членов тайных обществ Китая. Именно с этим стилем история связала имя Гань Фэнчи (1723-1796).
Известно, что проживал он в то время в небольшом местечке Цзяннин, сейчас же на этом месте расположен современный Нанкин. В хрониках того времени о нем говорится так: «Гань Фэнчи обладает необычайно огромной силой, он постиг глубины кулачного искусства стилей внутренней и внешней семьи, и поэтому среди живых нет ему равных». В молодости Гань Фэнчи обучался боевым искусствам у известных мастеров «внутренней семьи» Хуан Байцзя и Ся Пина, они даже считали его своим прямым преемником. В «Записках об истории династии Цин» указано , что «в зрелые годы он, достигнув мастерства во внутренних стилях, совместил их с боевыми методами внешних стилей, в результате чего и появился на свет стиль ушу - хуацюань».
Современники еще при жизни назвали Гань Фэнчи одним из «восьми великих бойцов» эпохи Цин. Известно, что он без труда мог поднять быка, мог убить тигра, дробил у себя на ладони камни в порошок. И это при том, что с виду он отнюдь не выглядел сильным человеком, а все приписуемые ему подвиги он совершал благодаря своему владению ци, приобретенному за счет занятий «внутренними» стилями. Существует легенда, что однажды, в гостях у одного уездного начальника, он поразил присутствующих тем, что на расстоянии ста шагов сбил с дерева гроздь слив мэйхуа ватным шариком, и при этом ни одна нить на шарике не растрепалась.
Еще при жизни он стал настоящим героем народных легенд. В конце ХIХ в. появился даже народный роман, где действовал Гань Фэнчи под прозвищем Рыцарь Меча (Цзяньцзя). В молодости он состоял в антицинском тайном обществе, принадлежавшем к группе «Общество Неба и Земли». Гань быстро стал руководителем одного из отрядов, по некоторым сведениям в его подчинении находилось около 185 бойцов, что было по тем временам много. Его ученики были руководителями многих групп тайных обществ в Нанкине и в провинции Хэнань.
Первоначально цинская администрация не уделяла особого внимания действиям этих обществ. Гань Фэнчи свободно ходил по деревням и проповедовал восстановление китайской династии Мин. Его несколько раз арестовывали, но затем отпускали.