Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Гуньшу - старинное искусство работы с палкой или шестом

Техника гуньшуВ различных стилях ушу нередко применяют оружие, но обычно работа с ним является лишь одной из частей стиля, к тому же, не самой значительной. В наше время это вполне оправдано. Ведь научиться владеть оружием можно только в спортзале, но проблема в том, что использовать меч, копье или нож тоже придется исключительно на тренировках. Т.к. сложности возникнут и при покупке такого оружия, и при оформлении разрешения. К тому же, тот же самый меч не очень удобно постоянно носить с собой. Да и от представителей органов правопорядка появится слишком много претензий.

Но если желание научиться обращаться с оружием все же не дает покоя, то оптимальным решением станет работа с шестом. Во-первых, шест - это действительно один из тех видов оружия, которые уже не раз доказывали свою практичность и востребованность. А во-вторых, умение владеть этим оружием даже в уличной драке послужит вам на пользу. Конечно, постоянно носить шест при себе тоже не получится, но вот в случае опасности вполне возможно заменить его хорошей палкой, которую легко найти неподалеку. Так что изучение гуньшу - занятие довольно полезное.

Гуньшу представляет собой искусство владения шестом. Современное гуньшу основано на техниках, разработанных в школах "Шаолинь иншоугунь", "Тунбэй гуньшу" и т.д.

Как нам известно из школьных уроков истории, палку или шест люди стали использовать довольно рано. Сначала - для рыбной ловли и собирательства, чуть позже - для самозащиты и охоты. Так что шест смело можно назвать одним из самых древних видов оружия.

В эпоху Чжоу (XI-II вв. до н.э.) шест был самым распространенным оружием, как и в эпоху Сун. А эпоха Мин стала периодом быстрого совершенствования и распространения техник работы с шестом. И в то же время появились первые описания приемов такой работы, которые тогда можно было встретить в труде "О мечах", чьим автором был известный полководец по имени Юй Даю. В тот же период о работе с шестом говорилось еще в одном трактате, который назывался "Разъяснения о шаолиньской технике работы с палкой".

 

Подробнее...

Циньна или "руки дьявола": схвати и контролируй

Техника циньнаВсе те, кто длительное время занимается изучением ушу, рано или поздно сталкиваются с таким понятием как "циньна". Это слово содержит в себе два иероглифа: "цинь", что означает "хватать" или "ловить", и "на", что означает "контроль" или "захват". Циньна - совокупность различных приемов, базирующихся на воздействиях на уязвимые участки тела, захватах, заломах и толчках. Кстати, все эти приемы нередко также называют "руками дьявола".

Основная часть приемов, составляющих циньна, рассчитана на то, чтобы с их помощью можно было контролировать противника. Хотя, конечно, встречаются и такие, используя которые можно и покалечить соперника, и убить. Циньна представляет собой один из разделов традиционного ушу и не является отдельным стилем. Т.е. изучать это искусство может любой, изучающий ушу. Чаще всего циньна обучаются те, кто изучает багуачжан, тайцзицюань, синъцюань и шаолиньские стили. Но особых ограничений в этом плане нет, ведь количество суставов и костей у всех людей одинаковое, а значит, и болевые точки тоже однотипные.

Эффективнее использовать искусство циньна на ближней дистанции. Также применение этого искусства дает хорошие результаты при попытке обезоруживания. Кстати, иногда методы циньна использовали и для проведения жестоких допросов. В 1949 году на основе циньна велась подготовка бойцов НОАК и тех, кто работал в Министерстве Общественной безопасности КНР. Да и сейчас в Китае стражи порядка частенько владеют основными приемами этого искусства.

Но для более широкой аудитории приемы циньна стали доступны не так давно. А раньше к их изучению по мере возможностей и допускались лишь те, кто получал образование в специальных заведениях, готовящих сотрудников для системы государственной безопасности, армии или полиции.

Искусство циньна жесткое и лаконичное. Оно базируется на захватах и болевых приемах, а ориентировано на то, чтобы нанести сопернику максимальное количество серьезных повреждений. Траектории циньна отличаются своей прямолинейностью, а движения - малой амплитудой и резкостью. К слову, мастера циньна способны вывести соперника из строя почти мгновенно, а это о чем-то все таки говорит.

На тренировках по циньна изучают захваты и способы, которые помогут от них освободиться, стойки и передвижения, болевые приемы и способы защиты от них, точечные воздействия и множество различных ударов. Слово "множество" - это не преувеличение, ведь в циньна применяются удары кулаками, предплечьями, локтями, плечами, ногами, спиной, головой и т.д. 

Подробнее...

Уданцюань - стиль, зародившийся в одном из самых живописных мест планеты

Техника уданцюаньВ северо-западной части провинции Хубэй, неподалеку от города Шиянь, расположен небольшой горный хребет под названием Уданшань. Раньше эти горы носили название Тайхэшань, что в переводе означает "Горы Великого Покоя". Но именно в этом месте монах Чжэнь У постиг Дао и на глазах у всех вдруг поднялся в небо. Так что после этого случая эти горы получили название Уданшань, что переводится как "Горы Становления У".

Эти горы достаточно известны. После монастыря Шаолинь по популярности Уданшань занимает почетное второе место. Свою славу горы Удан получили не только из-за вышеобозначенного случая. Ведь также в Уданшань находятся даосские храмы и монастыри, а раньше даже был даосский университет. Как видим, в Уданшань есть на что посмотреть. Но это место притягивает не только праздных туристов. Также сюда целенаправленно приезжают те, кто изучает ушу. Ведь именно здесь начинались истории многих известных стилей этого боевого искусства. Все эти стили объединены в так называемое "уданское направление".

Самым ярким представителем данного направления до сих пор является стиль, который называется "уданцюань", что в переводе означает "кулак гор Удан". Полное название этого стиля - "удан тайи усин циньпу", что переводится как "захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан". Сформировал этот стиль в конце XV века даосский наставник по имени Чжан Шоусин. Стиль уданцюань включает в себя 23 приема, в которых можно встретить некоторые элементы тайцзицюань, синъцюань и багуачжан. Каждая тренировка по уданцюань обычно разделяется на тренировку рук и тренировку шагов. И это вполне логично, ведь этот стиль содержит 35 результативных методов действий руками, а также 18 различных методов передвижений. Во время тренировок рук особое внимание уделяется отработке разнообразных блоков, захватов и набрасываний. А тренировки шагов основаны на изучении возможных вариантов передвижений, которые чаще всего должны идти по извилистым, будто "змеиным" траекториям. Кстати, про движения мастеров уданцюань нередко говорят, что "их ноги шагают будто по дугам". Также в уданцюань по спирали следует прикладывать усилие. Причем грубая сила - это не то, что в данном стиле занимает важное место. Трансформация усилия - в разы приоритетней. Из черт, объединяющих уданцюань с другими стилями ушу, стоит отметить положительное влияние тренировок на состояние здоровья человека. Хотя эффективность уданцюань в бою тоже не стоит недооценивать. 

Подробнее...

Люк А Чой - мастер, у которого обучались из поколения в поколение

Люк А ЧойЧтобы ушу достигло того уровня, который занимает сегодня, многие хорошо потрудились. Сколько людей всю свою жизнь посвятили изучению, совершенствованию и распространению этого боевого искусства? Всех и не перечислишь, и не вспомнишь. К тому же, до наших дней дошли сведения не о многих из них. Так что в задачу нашего поколения входят не столько поиски утраченных данных о мастерах, сколько сохранение уже имеющейся информации. Ведь никто не знает, что ждет нас в будущем, а вполне вероятно, что со временем многие знания придется искать не в интернете или в библиотеках, а в глубинах своей памяти. Поэтому стоит читать повнимательнее.

Тем более, сегодня разговор коснется достаточно известного мастера ушу, которого звали Люк А Чой. Кстати, в школе будущий мастер сидел за одной партой с Хун Хей Гуном, который впоследствии также внес свой вклад в развитие ушу. Но вернемся к Люк А Чою, который с юных лет упорно тренировался, желая постигнуть все тонкости боевых искусств. Поначалу ему несколько мешало его манчжурское происхождение, но его старательность и жажда знаний все же помогли ему получить доверие и преподавателей, и товарищей. Первым учителем Люк А Чоя стал монах по имени Ли Бакфу. Он и обучил юношу "северному стилю". Позже Люк А Чой учился уже у Джи Сим Си.

После этого Люк А Чой решил создать свою школу, которую со временем и открыл где-то на юге Китая. При открытии школы ему очень помог мастер по имени Хей Гун. Он не только немало сделал для развития школы, но и многому научил самого Люк А Чоя. В частности, именно он обучил мастера "Технике Тигра" и "Технике Журавля".

Тем временем школа процветала, поэтому скоро Люк А Чой смог перепоручить руководство ею своим доверенным лицам, а сам отправился Кантон. Там он самостоятельно организовал филиал своей школы, в котором также обучал единоборствам абсолютно всех желающих.

 

Подробнее...

Синьилюхэцюань - стиль ушу, доставшийся нам от людей, исповедующих ислам

СиньилюхэцюаньОдин из стилей ушу, история которых берет свое начало в провинции Хэнань, называется синьилюхэцюань. В переводе это название означает "кулак мысли, воли и шести координаций". Еще этот вид ушу можно встретить под названием "хэнаньский синьи" или "синъи десяти животных". Первоначально это боевое искусство распространялось исключительно среди китайцев национальности хуэй, которые являлись мусульманами. Собственно, именно поэтому синьилюхэцюань считается религиозным стилем. Также его называют "цзяомэньцюань", что в переводе означает "исламский кулак".

Синьилюхэцюань не зря считают результативным стилем, ведь он действительно представляет собой одну из самый мощных разновидностей ушу, которая идеально подходит для поединка. Из-за потрясающей эффективности синьилюхэцюань в бою информация об этом стиле распространилась достаточно широко. Но вот изучить какие-то приемы и техники из данного стиля было уже совсем не так просто. Ведь синьилюхэцюань в течение более чем двух веков считался секретным стилем и передавался только нескольким мусульманам из всех тех, кто занимался изучением боевых искусств.

Ситуация изменилась лишь в начале двадцатого века, когда стиль синьилюхэцюань впервые начали изучать несколько ханьцев (этнические китайцы). Но несмотря на это, величайшие из мастеров этого стиля все равно родом из китайских общин хуэйцев.

История происхождения стиля несколько запутана. Если верить труду с названием "Люхэцюань сюй" или "Введение в кулак шести координаций", который был написан еще в 1750 году, то стиль синьилюхэцюань обязан своему появлению человеку по имени Юэ Фэй. В "Люхэцюань сюй" говорится, что Юэ Фэй с раннего детства начал изучать единоборства у хорошего мастера. Он учился вести поединки на копьях, после чего, основываясь на полученных знаниях, сформировал новый метод рукопашного боя, чтобы обучить ему своих офицеров. Назвал он этот стиль "ицюань" или "кулак воли". После смерти Юэ Фея это искусство можно было встретить довольно редко, но постепенно, благодаря человеку по прозвищу Цзи Лунфэн, оно начало возрождаться.

Другие источники сообщают о том, что Цзи Лунфэн был отличным мастером искусства владения копьем. Его даже стали называть "Шэнь цян" или "Волшебное копье". А он, базируясь на приемах работы с этим оружием, создал новый стиль рукопашного боя, который потом и стал преподавать в провинции Хэнань. В частности, эту версию можно обнаружить в труде "Цзи ши цзяпу", чье название переводится как "Хроники семьи Цзи".

 

Подробнее...

Чуодзяоцюань. Чему может научить утка-мандаринка?

ЧуодзяоцюаньВо всем многообразии стилей ушу и стиль, который называется чуодзяо, занимает свое достойное место. Довольно широко данный вид цюаньшу известен на западе Китая. Переводится название "чуодзяо" как "пинающий удар ногой" или "втыкающиеся стопы". Но также этот стиль может "скрываться" и под названием "юань ян туй", что в переводе означает "нога утки-мандаринки".

Этот стиль был сформирован еще во время правления династии Сун, хотя стремительное его развитие пришлось уже на тот период, в котором у власти были династии Мин и Цин. Чтобы убедиться в том, что данный стиль был известен и востребован уже тогда, нужно лишь открыть труд под названием "Речные заводи". А там, в двадцать восьмой главе, которая называется "Пьяный У Сун бьет трактирщика Цзян Мэньшеня", можно найти упоминание о том, что героем применяется "шаг нефритового кольца, нога утки мандаринки".

Что касается истории возникновения данного стиля, то, к счастью, об этом сохранились некоторые сведения. Говорят,что однажды в деревню Цаньинь, что расположена в районе Жаоян (провинция Хэбэй) пришла армия тайпинов. Именно эти солдаты и стали обучать людей искусству фанцзыцюань и чуодзяо. Тогда самыми лучшими мастерами были признаны Ван Чжаньао по прозвищу "Ван-железная нога" и Дуань Сюйхэ, которого называли "Старый Сюй". Они были родом из деревни Северная Булань, которая была расположена в уезде Гаоян (провинция Хэбэй).

Тайпины изучают чуодзяоцюань

Позже искусство чуодзяо преподавали пятеро братьев, каждый из которых был известен, как отличный боец. А их обучил этому почитаемый тогда мастер по имени Хань Лум. Братья же, в свою очередь обучили стилю чуодзяо человека, имя которого - Сюй Чжаосюн, а прозвище - Железный Лохань. От него об искусстве чуодзяо узнали Хэ Хэсян и Ян Цзюньфэн. Дальше знания о стиле попали к сыну Ян Цзюньфэна, а потом и к известному тренеру по ушу, которого звали Ху Чуньсянь. Но славились мастерством в чуодзяо и Чэн Цинчунь из Яньтая, и небезызвестные братья Ма Фэнту и Ма Инту, о которых внимательные читатели уже знают достаточно много.

 

Подробнее...

Вонг Кей Ин - мастер хунгар, чьи заслуги сложно пересчитать

Вонг Кей ИнНикогда не получится сразу перечислить всех, кто сделал что-то важное для развития и совершенствования ушу. Почему? Да потому, что каждый, кто изучает ушу достаточно долго и с определенной долей самоотдачи, вносит свой вклад в историю этого боевого искусства. Ведь сложно предугадать, чем обернется пара случайно брошенных фраз или на первый взгляд обычный поступок. Вдруг новый ученик в группе - будущий мастер, чье имя будет греметь по всему миру? А может быть, его маленькая сестра, которая сейчас лишь стоит в дверях и наблюдает за тренировкой, придет сюда через несколько лет, но уже чтобы учиться и достигать новых высот? А пара ободряющих слов сейчас лишь помогут ей сделать свой выбор? Кто знает?

Но в любом случае, не стоит забывать о тех, кто сказал эти несколько слов, кто учил будущих мастеров, кто сумел заинтересовать их, кто показывал им основы. Ведь без этих людей, собственно, ничего бы и не произошло.

Приблизительно такая же, не очень яркая, но существенная роль в истории ушу досталась и человеку по имени Вонг Кей Ин. Ведь в большей степени он известен именно как отец известного мастера Вонг Фей Хуна.

Хотя и сам Вонг Кей Ин был достойным внимания человеком. Он входил в общество "Десяти Тигров Кантона", в котором кроме него состояло еще лишь девять человек. Род занятий этого общества состоял в том, что сейчас бы назвали "вооруженным сопровождением грузов" и "охранной деятельностью". Тогда эти услуги пользовались большим спросом, т.к. это было как раз то время, когда уверенным нельзя было почти ни в чем. А уж собственная безопасность или доставка ценных предметов в целости и сохранности вообще находились под большим вопросом.

Подробнее...

"Стиль пьяницы", "пьяный кулак" или... цзуйцюань

ЦзуйцюаньНазвание "цзуйцюань" в переводе означает "стиль пьяницы" или "пьяный кулак". Такое название стиля заставляет заинтересоваться, не правда ли? Данный стиль не так уж известен в широких кругах, поэтому первая информация о нем всегда воспринимается с некоторой долей удивления, а специфическое название этому только способствует.

Как следует из названия, он содержит движения, подражающие пьяному. Шаткой походкой, спотыкаясь, исполнитель делает вид что поднимает бокал, наливая себе вина, то извивается и ходит зигзагами как изрядно выпивший, готовый вот-вот упасть. Это уникальные, фантастические движения. Это ценное наследие передавалось из рук в руки от одного поколения к другому. Характерными чертами Цзуйцюань являются: приёмы кулачного искусства выполняются как движения пьяного, техника нанесения ударов заключается в прыжках и падениях. Пьяное состояние спотыканий и шатание содержит удары, работу ног и приёмы атаки и отступления, такие, как обманные и раздражающие движения, толчки, удары рукой и ногой, прыжки, провисания, отмахивания и лёгкие задевающие движения, зажатие, скачки, а также увёртывания и прыжки. В состоянии подъёма и падения скрыты многие приёмы бросков, катаний, кувырканий. Одним словом, цзуйцюань объединил в себе бокс, движения пьяного, катание по земле и борьбу в единое целое. Так и сформировался уникальный стиль 一 интересный и увлекательный.

Разжег интерес у широкой публики к стилю цзуйцюань известный режиссер по имени Лю Цзялян. Жил он в Гонконге, а работал в киностудии "Shaw Brothers". Но идея о рассмотрении подобного стиля посетила его неспроста. Ведь Лю Цзялян занимался тем, что снимал фильмы, а значит и боевики, в которых демонстрировалось искусство ушу, тоже входили в сферу его деятельности. Но постоянно снимать одно и тоже - значит обречь себя на провал. Поэтому такого рода продуктам киноиндустрии срочно требовалось какое-то нововведение, которое привнесет в фильм оригинальность и эффект неожиданности, а значит, сделает кино более интересным и востребованным. Видимо, именно тогда Лю Цзялян вспомнил о комплексе с непривычным названием "цзуй ба сянь", что в переводе означает "опьяневшие восемь небожителей". Данный комплекс представляет собой своеобразную иллюстрацию известной истории о небожителях, в которой рассказывается о том, что им также не чуждо ничто земное, поэтому однажды все они порядочно напились. Главными героями этого рассказа были восемь святых из даосской мифологии: Цао Гоцзю и Хань Чжунли, Люй Дунбин и Ли Тегуай, Хэ Сяньгу и Хань Сянцзы, Чжан Голао и Лань Цайхэ. Соответственно, комплекс состоит из восьми частей, в каждой из которых демонстрируются движения одного из вышеперечисленных святых. Но такой комплекс был не один. Не стоит забывать и про комплексы с такими названиями: "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна", "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Хотя "пьяного" стиля все равно не существовало. По крайней мере, до тех пор, пока Лю Цзяляну не понадобилось заинтересовать публику.

Идею Лю Цзяляна оценили по достоинству многие режиссеры, и появились фильмы "Пьяный шаолиньский монах" и "Пьяный мастер", которые покорили аудиторию. Потом похожие фильмы стали снимать все чаще, ведь их создатели, на своем кошельке ощутив преимущества от подобных работ, не хотели останавливаться на достигнутом. 

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе