Информация об ушу
Одним из известных стилей ушу также является бацзицюань. В переводе название этого стиля означает, что сила удара бойцов, практикующих этот вид ушу, такова, что достигает всех пределов мироздания и уходит еще дальше. Полным названием считается «Каймэнь бацзи цюань», что в переводе "Кулак раскрытия врат восьми пределов".
В бацзицюань используется весьма специфичная форма кулака, при которой все пальцы должны быть согнуты во вторых фалангах. Она называется "когти тигра" или "кулак пустого сердца", а по внешнему виду очень напоминает борону (крестьянское орудие для обработки почвы). И именно от иероглифа в слове "бацзы"(борона) и происходит в названии "бацзицюань" иероглиф "ба". Так что вполне возможно, что первоначальное название стиля было "кулак бороны", которое позже смутило кого-то из учеников своим не очень красивым звучанием. А из-за этого "бацзы" сменили на "бацзи", что уже означает не "борона", а «восемь пределов».
Хотя есть и еще одна версия происхождения названия этого вида ушу. Одной из особенностей бацзицюань является характерный способ нанесения ударов, который позволяет выполнить удар в восьми направлениях. Вероятно, это отразилось и на названии стиля.
Бацзицюань не нарушает традицию неопределенности происхождения. Т.к. достоверно история его появления неизвестна, но существует несколько самых распространенных версий. Одна из них говорит о том, что создателем бацзицюань является мусульманин У Чжун, уроженец провинции Хэбэй (тогда она еще называлась Чжили). Говорят, что его этому виду кулачного боя обучал даосский монах, которого прозвали "Лай", что в переводе означает "Прокаженный". И что именно он передал У Чжуну небезызвестный трактат, который назывался «Тайный смысл восьми пределов». А уж У Чжун, в свою очередь, обучил бацзицюань более 150 человек, среди которых были и его друг, и брат, и дочь. А в некоторых источниках можно обнаружить информацию о том, что в 16 веке этому стилю ушу обучали даже бойцов Китайской армии.
Возможности человека бывают порой практически безграничны. Человеческое тело может выдерживать огромные нагрузки, двигаться с огромной скоростью и долго работать на пределе своих возможностей. Одним из ярких примеров всего перечисленного является выполнение акробатических трюков, к которым относятся индивидуальные и групповые гимнастические выступления, подчеркивающие способности к статическим и динамическим нагрузкам. Пожалуй, наиболее яркой акробатической техникой являются прыжки.
Акробатические прыжки требуют особой выносливости спортсмена, ведь разучивание даже относительно короткого упражнения предусматривает упорных тренировок и многочисленных повторений, что позволяет сделать все движения доведенными до автоматизма.
Какие же существуют основные прыжки и какова техника их выполнения? Ниже мы попробует разобраться в этом нетривиальном вопросе.
1. Колесо - является одним из первых упражнений, которые начинает разучивать спортсмен. Кроме того, колесо и рондат, о котором речь пойдет дальше, являются начальными элементами сложных акробатических связок. При выполнении правостороннего колеса необходимо изначально выставить правую руку и ногу вперед, а левую руку вперед и вверх. После этого сделать шаг правой ногой с наклоном туловища и постановкой правой руки на пол, отталкиваясь ногой для придания корпусу вращательного движения. Далее во вращении вес тела переносится на обе руки, стоящие на полу. В завершающей фазе колеса происходит постановка левой ноги с последовательным отрывом от пола правой и левой руки. Техника выполнения колеса довольно простая, но требует особого внимания как базовый элемент.
Ушу уверенно набирает популярность, но многообразие различных стилей этого единоборства не перестает вызывать почтение и удивление. Ведь видов ушу действительно очень много, и у каждого своя история, свои легенды, свои мастера. И, конечно же, свои характерные особенности. Про каждый из них можно говорить часами, но мы начнем с малого - с обзоров. А на повестке дня у нас сегодня красивое и загадочное слово "синъицюань".
С китайского "синъицюань"(Син-и, синъи) переводится как "кулак формы и намерения". Хотя раньше это название также переводили как "кулак движения и намерения". Т.е. для этого стиля ушу важна как форма движения, так и его волевая наполненность, поэтому перевод "кулак оформленной воли" тоже встречается, пусть и немного реже.
Есть несколько версий формирования данного стиля. Одна из легенд говорит о том, что синъицюань произошел благодаря Бодхихарме(первый патриарх Шаолиня). Но похожие истории ходят и про множество других стилей, радикально отличающихся друг от друга. И ни одна из них не имеет весомых доказательств, и поэтому больше похожа на выдумку, чем на реальный факт.
Другие источники утверждают, что создателем данного стиля является Чжань Саньфэну (святой даос). Но и ему в этом плане везет не первый раз. Т.к. ему также нередко приписывают подобное авторство. Причем, опять же, в стилях, которые кардинально отличаются во многих аспектах.
На данный момент большинство людей, изучающих историю ушу, все таки сошлись во мнении о том, что синъицюань в XVII веке был образован Цзи Лунфэн из провинции Шаньси. Легенда гласит, что Цзи Цзикэ, которого прозвали Лун Фэн, был однажды в горах Чжуннань и там от мастера, так и оставшегося неизвестным, получил книгу Юэ Фэя. Хотя некоторые считают, что Цзи Лунфэн создал новый стиль абсолютно самостоятельно, основываясь на приемах с копьем, которыми он владел великолепно.
Ушу - одно из древнейших боевых искусств. А значит и одно из самых многообразных. Количество различных стилей этого единоборства внушает уважение и вызывает вполне искренний интерес, ведь у каждого стиля ушу своя история и свои особенности. И со всем этим неплохо бы ознакомиться перед тем, как выбрать для изучения определенный вид ушу. Ведь именно тогда этот выбор будет правильным и осмысленным.
Сегодня мы поговорим о стиле ушу, который называется пигуа-цюань или пигуацюань. Полное название данного стиля немного длинее: "тунбэй пигуа цюань", и в переводе оно означает "кулак набрасываний и подвешиваний", хотя встречается и такой перевод:"рубяще-подвешивающий кулак сквозной подготовки". Также иногда этот стиль называют более кратко: "пигуа", что переводят как "триграмма 'пи'" или "одевший доспехи". Но в некоторых источниках этот вид ушу можно встретить под названием "момянь", что означает "вытирающий лицо". Возможно и название "пигуа чжан", перевод - "рубящая ладонь". Такое разнообразие имен неудивительно, ведь пигуа-цюань является одним из самых древних, а значит и наиболее систематизированных стилей ушу.
Этот стиль был довольно известен уже во времена династии Мин(1368-1644). Ци Цзигуан (полководец, который жил в это время) одним из первых упоминает пигуа-цюань в своей работе «Новая книга записей о достижениях». Там он настоятельно советует некоторые приемы этого стиля ушу для изучения бойцами армии. Дальнейшее развитие пигуа-цюань очень ускорил Пань Вэньсюэ (который заведовал школами из уезда Яньшань, что в провинции Хэбэй). Благодаря этому человеку пигуа-цюань распространился во многих уездах провинции Хэбэй.
Поначалу в пигуа-цюань бой вели на большой дистанции, но со временем этот стиль стал допускать и небольшое расстояние ведения поединка. Самыми популярными приемами в пигуа-цюань остаются пронизывающие удары пальцами, сметающие движения, пробивающие удары и рубящие удары прямыми руками снизу вверх или сверху вниз. Этому стилю также свойственны большое раскрывание и большое смыкание. Также в этом стиле очень важна согласованность всех движений. При кулачном бое действует правило: "медленно строить каркас, быстро бить кулаками, быстро использовать приемы". Для пигуа-цюань характерны постоянное движение бойца и динамичность движений. Это позволяет мастерам данного стиля успешно вести бой с несколькими соперниками одновременно. Т.к."хлещущие" руки позволяют хорошо защищаться, блокируя удары.
Существует множество различных стилей ушу. И их все неоднократно пытались сгруппировать по различным параметрам, но общей классификации, в которую так или иначе, но вписывался бы каждый стиль, так и не получилось. Например, классификация, которая различает стили в зависимости от дистанции ведения боя, разбивает все виды ушу на те, в которых проводят бои на относительно большом расстоянии, и те, в которых предпочтительней короткая дистанция. Таким образом из распределения сразу же выпадают те стили, в которых поединок может проводиться как на дальней дистанции, так и на небольшом расстоянии.
Хотя более "ограниченные" виды ушу довольно быстро найдут свою нишу в подобной классификации. К примеру, такой стиль как чанцюань, что в переводе означает "длинный кулак". В этом стиле бои всегда ведутся на дальней дистанции и применяется так называемое длинное усилие или, как его еще называют, чан цзин. Т.е. в момент удара бьющая рука выпрямляется полностью, а плечи хорошо разворачиваются. А чтобы во время боя постоянно удерживать необходимую дистанцию мастера чанцюань обычно сочетают удары рук и ног, часто меняя как высоту боевой стойки, так и уровни своей атаки. Также чанцюань отличается тем, что во время поединка оба противника очень быстро перемещаются, стараясь удерживать нужное расстояние.
Чанцюань образовался из нескольких стилей ушу: хуа цюань, хун цюань, шаолинь цюань, ча цюань, цзе цзяо, пао цюань, и т. д. Хотя опять же, некоторые предпочитают считать, что под названием "чанцюань" эти стили просто объединились в отдельную категорию, а для изучения все также можно выбрать любой. В принципе, так и есть, но теперь свойства, привязанные к этим видам ушу, не являются общими для всех тех, кто практикует чанцюань. Их выбор больше зависит от каждого отдельного спортсмена. Кому-то больше по душе спокойные и красивые хуа цюань и ча цюань, а кому-то - резкие пао цюань и фань цзы. В любом случае, теперь все это называется чанцюань, и преподается довольно обобщенно. Зато именно это объединение позволило сделать чанцюань более понятным и доступным, так что сейчас ему куда удобнее обучать в школах или в армии, чем, собственно, и занимаются в Китайской народной республике (КНР).
Гармоничное единство тела и духа делает человека стойким, сильным и развитым. Достижение этого единства и есть самая главная задача древнейшего вида единоборств – ушу. Начать постигать философию этого боевого искусства никогда не поздно, поэтому ушу актуально как для взрослых, так и для детей.
Какую пользу человеку могут принести занятия ушу?
Во-первых, оздоровление и совершенствование организма. Ведь во время тренировок задействуется множество групп мышц, совершенствуется как пластика, так и сила. Человек становится более выносливым и устойчивым к физическим нагрузкам.
Во-вторых, происходит совершенствование вестибулярного аппарата. Занимаясь ушу, человек развивает чувство равновесия, улучшается и координация движений.
В-третьих, в основе эффективности тренировок лежит правильное дыхание, а это, в свою очередь, благоприятно воздействует на легкие, вследствие чего кровь больше насыщается кислородом.
В-четвертых, ушу способствует закалке характера и тренировке силы воли.
Ну и конечно же, ушу – это самооборона, что так же немаловажно, принимая во внимание опасности нашего времени. Более того, регулярные тренировки помогут справиться со стрессом, открыть в себе новые способности. Духовная сторона ушу помогает взглянуть на мир по-новому, постичь древнюю китайскую мудрость, заложенную в основу этого боевого искусства, а так же обрести гармонию духа и тела.
Любые показательные выступления - это показ спортсменом того уровня, которого он достиг за время тренировок. Возможно кто-то возразит, что соревнования показывают уровень мастерства спортсмена. И тоже окажется прав. Ведь показательные выступления - это в первую очередь театрализованные выступления.
Для всех любителей ушу представляем ряд интресных видео с показательными выступлениями маленьких спортсменов из Китая, занимающихся ушу. Я думаю, что эти видео заинтересуют не только спортсмено, тренеров, но и любого, кто интересуется ушу.
Сейчас трудно найти человека, совсем не представляющего, что такое кунг фу. И каждый, услышав это слово, вспомнит голливудские боевики с изящными и шустрыми китайскими актерами. Но кунг фу – не только боевое искусство.
Иероглифы, из которых состоит слово «кунг фу», буквально обозначают: кунг — работа и фу — время. Перевести это можно как «работа над собой». И это говорит о многом, и в первую очередь, о том, что кунг фу – это целый образ жизни со своей философией. Это умение работать над собой, бесконечно совершенствуясь, доводя любое движение, мысль и чувство до мастерства высшей степени.
Кунг фу (на официальном китайском гунфу) – синоним слова «мастерство» и может не иметь никакого отношения к именно боевым искусствам или даже спорту. Хотя если говорить именно о борьбе, то в Китае любая боевая техника направлена на оздоровление и заботится о гармонии тела и духа.
Слово «кунг-фу» в Гонконге используется для обозначения ушу. Это именно «ушу» с китайского переводится как «военное, боевое искусство». И словом «ушу» по большому счету можно назвать любое из боевых искусств, которые существуют в Китае. В том числе и кунг фу.
И в этом смысле ушу и кунг фу – это похожие понятия, поскольку истинное боевое искусство (ушу) должно быть настоящим мастерством (кунг фу) и невозможно без глубокой работы над собой.
И в кунг фу без такой работы не стать мастером. Но мудрецы Китая знают, что совершенство недостижимо, есть только путь к нему. И этот путь – вся жизнь.