Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Люхэбафацюань или люхэбафа. Многогранность и сила воды.

Однако не все стили ушу широко известны. Об одних знают лишь те, кто непосредственно занимается их изучением, о других - просто очень небольшое количество людей. Как раз к такой малоизвестной категории относится один из внутренних стилей ушу, который носит название люхэбафацюань. Чень Туань - создатель стиля люхэбафацюаньА переводится это как "Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов".

Не все пишут название этого стиля одинаково. Встречаются и такие варианты:«люхэ бафа цюань»,«лю хэ ба фа» и «люхэбафа». В западных странах этот стиль распространен под другими названиями. Например, Hwa-Yu T’ai Chi Ch’uan (Тайцзицюань горы Хуа) или Water Boxing (水拳 шуйцюань — кулак воды).

Считается, что данный стиль был создан Чэнь Туанем, полулегендарным даосским святым, который также известен под именами Чэнь Бо и Чэнь Сии. История говорит нам о том, что этот человек жил в пещере на горе Хуашань, которую называют одной из пяти Священных Гор даосизма в Китае. Эта гора расположена невдалеке от города Хуаинь,в хребте Циньлин на территории провинции Шэньси. Скалы этой горы очень красивы, ими восхищались и восхищаются многие, но и подняться на вершину Хуашань очень сложно и рискованно. Очевидно, что Чэнь Туань вел отшельнический образ жизни. Ему хотелось найти секрет бессмертия, поэтому он старательно самосовершенствовался, практикуя и медитацию во время сна, и различные комплексы упражнений,как физических так и психофизических. Каждый день упорно тренируясь Чэнь Туань создал и развивал стиль люхэбафацюань. В технической основе которого лежал кулачный бой, а философия базировалась на даосской природе воды, которая может быть твердой как камень (лед) и легче, чем пух (туман), сбивать с ног и растворять, менять форму и проникать внутрь. Свои знания и навыки мастер никому не передавал, при жизни у него не было учеников и последователей. Но зато он вел подробнейшие записи о своих тренировках и достижениях, которые потом, вместе с останками Чэнь Туаня, и обнаружил другой отшельник по имени Ли Дунфэн.

Он восхитился рукописями, и решил, что должен показать это новое искусство миру. Потом рукописи были утеряны, но Ли Дунфэн, вспоминая и размышляя над тем, что прочел в них, написал труд под названием «Кулачное учение о пяти тайных знаках», который и стал основным трактатом по люхэбафацюань.

 

Подробнее...

Брюс Ли (он же - Ли Чжэньфань) - мастер ушу и звезда киноиндустрии

Теоретически люди, которые не слышали о Брюсе Ли, все таки существуют. Но их так мало, что скоро их впору будет заносить в Красную книгу или Книгу рекордов Гиннеса, как величайшую из редкостей. Оно и понятно, ведь Брюс снимался во множестве фильмов. А сколько фильмов было Брюс Ли - мастер ушу и звезда киноиндустрииснято о нем самом? Но известен он не только своим вкладом в развитие кинематографа, хотя и за это он в свое время даже получил звезду на аллее славы в Голливуде.

В большей степени Брюс Ли известен как великий мастер восточных единоборств. Хотя также он был и актером, и кинорежиссером, и сценаристом, и даже продюсером. Но карьера в кино была итак вполне вероятна для Брюса, ведь он был сыном актера-комика кантонской оперы. Они даже иногда снимались вместе.

А вот таких успехов в боевых искусствах от него сложно было ожидать, ведь интересовался он ими вполне умеренно, но не занимался ими всерьез, да и в школе не отличался особым рвением. Но тем не менее, после того, как он занял первое место на чемпионате по ча-ча-ча, он пришел к своему будущему учителю и сказал:"Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу — а я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями: вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча". Учитель согласился обучать мальчика. И никогда не пожалел об этом, ведь Брюс оказался чрезвычайно талантлив. Всего лишь три дня ему понадобилось, чтобы выучить движения техники тайцзицюань, для чего другим, к слову, требуются недели.

С того момента, как Брюс решил обучаться, он уже никогда не оставлял своих усердных тренировок. Причем тренировался всегда на пределе возможностей. С 7 до 9 утра он бегал(2-6 миль за 15-45 минут), качал пресс и выполнял упражнения для гибкости, с 11 до 12 - ездил на велосипеде или использовал велотренажер(16 км за 15 минут) и поднимал тяжести. Потом он прыгал на скакалке, совершая приблизительно по 800 прыжков.

С 1956 года он начал учиться у мастера Ип Мана стилю вин чун. Именно этот стиль и стал для него основным. Брюс много сделал и для того, чтобы этот стиль единоборства стал более популярным.

 

Подробнее...

Багуачжан. Даже хождение по кругу может привести вас к победе.

Одним из известнейших классических внутренних стилей ушу является багуачжан (ладонь восьми триграмм). И это название было выбрано не просто так. "Ба Гуа" переводится как "восемь триграмм", восемь принципов, которые были описаны еще в "Каноне перемен", более известном как "Книга перемен". А использование такого термина непосредственно в названии стиля говорит о том, что стиль сочетает в себе все эти принципы.

Ван Пейшен (Wang Peisheng) выполняет комплекс БагуачжанВ некоторых источниках фигурирует один из подвидов этого стиля под названием багуацюань, что в переводе означает "кулак восьми триграмм". "Цюань" переводится как "кулак", а "чжан" означает "ладонь". Так что разница между стилями очевидна. В багуачжан большая часть ударов наносится ладонью, соответственно, в багуацюань чаще используют кулак.

Версий происхождения стиля, как обычно, несколько. Кто-то утверждает, что данный стиль основал Дун Хайчуань (из уезда Вэньань провинции Хэбэй). Основывался он якобы на элементах местных стилей ушу. А со временем Дун Хайчуань отправился в Пекин и там стал уже сам обучать людей новому стилю.

Вторая версия говорит о том, что Дун Хайчуань сначала на вполне достойном уровне изучил эрланцюань. А потом отправился путешествовать, чтобы найти других мастеров различных единоборств, но однажды в пути заблудился в лесу. Когда он разыскивал нужную дорогу, он увидел тренирующегося молодого даоса. Но тренировка была какой-то странной: даос кругами ходил вокруг сосен. Посмотрев на все это Дун Хайчуань не выдержал и громко рассмеялся. Даос услышал его, оскорбился таким отношением и предложил поединок. Дун Хайчуань, естественно, согласился. Только вот одержать победу у него так и не вышло, оказалось, что в маленького даоса очень сложно попасть. К тому же, он постоянно каким-то таинственным образом оказывался за спиной у Дуна Хайчуаня и раз за разом опрокидывал его на землю. Поднявшись с земли в третий раз Дун Хайчуань признал себя проигравшим, опустился на колени перед даосом и попросил того принять его в ученики. Только в этот момент на поляне снова раздался смех, а из-за деревьев вышел пожилой даос, давно наблюдавший за развитием событий, не привлекая к себе излишнего внимания. Его звали Би Чэнся и он оказался учителем того, кто одолел Дуна, и согласился взять побежденного в ученики.

 

Подробнее...

Цайлифоцюань (Чойлифут) - сила барса и гибкость змеи.

Такой стиль южно-китайского ушу, как цайлифоцюань в некоторых источниках также можно встретить под именем на кантонском диалекте - чайлифут. Название для данного стиля возникло не просто так. Оно объединяет в себе иероглифы "цай" и "ли" из фамилий учителей Чэнь Хэна, который и является создателем цайлифо. А иероглиф "фо" обозначает "Будду", его прикрепили в честь стиля ушу, который изучал дядя Чэна, в честь Основатель стиля цайлифоцюань - Чэнь Хэнстиля фочжан. Таким образом Чэн хотел показать влияние дяди на свое становление, и следовательно, на становление стиля. Но у них была одинаковая фамилия, поэтому вписывать в название фамильный иероглиф он посчитал неправильным.

Чэнь Хэн (из уезда Синьхуэй провинции Гуандун) начал изучать фочжан (буддийская ладонь) с семи лет. Обучал его, что очевидно, дядя, которого звали Чэнь Юаньу. Хотя, если верить другим источником, то учителем Чэна был его же отец. В любом случае, изучение боевых искусств увлекло мальчика, и в довольно краткие сроки он показал большие успехи и стал даже считаться лучшим бойцом в округе. Уже тогда ему предлагали самому начать обучать. Но его семья разорилась и Чэню пришлось покинуть родные пенаты.

Со временем Чэнь обучался у Ли Юшаня, которого давно прозвали Алмазным Ли за небывалую крепкость тела. На первых порах Ли Юшань не понимал, зачем Чэнь так хочет учиться дальше, ведь он и так уже неплохой боец. Но спустя какое-то время Ли убедился в искренности намерений Хэна и назвал его одним из своих лучших учеников. А потом Чэнь попал к монаху Цай Фу, который обучал его искусству шаолиньского монастыря. К слову, Цай Фу на тот момент уже исполнилось 96 лет. Чэнь Хэн долго и старательно тренировался и достиг таких высот, что в достаточно молодом возрасте его назначили на почетную должность старшего инструктора по ушу для местный войск.

По окончании обучения Хэн решил вернуться в родную деревню и стал обучать всему, что знал, уже своих родственников. А параллельно он продолжал и свои тренировки, вспоминая и повторяя все, чему учили его. Таким образом, в его голове упорядочились все стили, которые он практиковал, а потом он создал и свой собственный вид ушу, который получил название цайлифо. Это случилось в 1836 году.
Сейчас в семье Чэнь из поколения в поколение передают ортодоксальный стиль, но уже появились и другие ветви цайлифо.

 

Подробнее...

Танланцюань. Вы действительно думали, что вам нечему поучиться у богомола?

А вы в курсе того, что богомол - это хищник? Когда он подстерегает свою очередную жертву, он практически неподвижен, но от его захвата, который со временем настигает другое насекомое, освободиться довольно сложно. К тому же, заметить богомола тоже проблематично, ведь он практически сливается по цвету с окружающими растениями.

Подражая богомолу, Ван Лан создал стиль танланцюаньОднажды, после серьезного поражения, мальчик Ван Лан (из провинции Шаньдун), который с самого детства изучал боевые искусства, отправился в путешествие. Неожиданный проигрыш так расстроил его, что он решил учить самые разнообразные стили ушу, лишь бы только вернуться, снова сразиться с противником и в этот раз победить. Во время своих странствий Ван Лану как-то пришлось наблюдать за тем, как богомол охотиться на цикаду. Он долго смотрел на них, и постепенно в его голове стала зарождаться идея о создании нового стиля ушу. Стиля богомола или танлацюань.

После того, как стиль был окончательно сформирован, Ван Лан решил вернуться в монастырь Суншань Шаолинь, где он ранее обучался и проиграл бой, который и натолкнул его на мысли о дальнем путешествии. Снова сразиться с тем же противником ему так и не довелось, потому что он не нашел его в монастыре, и никто не мог сказать, где он сейчас находится. Но никто из монастырских монахов не смог победить Ван Лана. Так что Ван Лан обосновался в родной провинции Шаньдун, а через некоторое время передал искусство нового стиля даосам с гор Лаошань. И уже от их учеников этот стиль передавался вплоть до настоящего времени.

Подробнее...

Ян Лучань - один из великих мастеров тайцзицюань

Было и есть довольно много известных мастеров тайцзицюань. Каждый из них что-то привнес в этот стиль, чем-то обогатил его, что-то добавил. А главное, каждый из них учил искусству тайцзицюань других людей, не позволяя этому стилю ушу затеряться где-то в недрах истории.

Одним из таких мастеров является Ян Лучань. Этот человек не только прекрасно изучил тайцзицюань и принес его в столицу Китая, но даже преподавал его в императорском дворце.

Ян Лучань - один из великих мастеров тайцзицюаньРодился Ян в 1799 году в провинции Хэбэй,что на севере Китая. Все его родственники были крестьянами. Сам Ян был худым и невысоким, что никак не отразилось на его старательности и прилежности во время изучения боевых искусств. Начинал обучения Ян с шаонлиньского стиля, отличающего жесткостью и резкостью движений. Но мастер, обучавший его, разглядел в нем талант, и рассказал о мастерстве и умениях Чэней. Ян решил последовать к ним, понадеявшись, что его примут в ученики. Но его мечтам не суждено было сбыться так скоро. Ему отказали. Но Ян не сдался, и решил остаться, пусть даже в качестве слуги. Но однажды ему повезло, проснувшись, он услышал какие-то голоса, пошел на звук и увидел, что Чэнь Чансинь проводит урок по тайцзицюань. Помня о том, что ему отказали в обучении, он не стал выдавать своего присутствия и абсолютно бесшумно и незаметно наблюдал за тренировкой, а на следующий день вернулся под окно в то же время. В свободное время он тренировал те приемы, которые ему удалось подглядеть. И в один прекрасный день Ян Лучань вступил в бой с одним из лучших учеников Чэнь Чансина и одержал победу. Тогда Чэнь подумал, что бессмысленно и дальше игнорировать такое упорство и целеустремленность, и согласился учить Яна тайцзицюань.

Хотя есть и другая версия развития событий. В ней говориться, что в один из дней в деревню, где жили Чэни, пришел какой-то мастер боевых искусств. И пришел он не просто так, а с вполне конкретной целью: вызвать главу рода на поединок. Сам Чэнь Чансин был уже слишком стар, чтобы с достоинством принять бой, поэтому сражаться вышел сперва его сын, а после - лучший из учеников. Но никто из них не смог одолеть пришедшего. Который, к слову, вновь захотел увидеть Чэнь Чансина. Но, дабы уберечь честь великого мастера от позора, чужаку сообщили, что мастера дома нет. Но человек пришел с четкой целью и не сдавался, он поселился неподалеку и регулярно раз в три дня приходил к дому Чэнь Чансина. Он приходил, уходил восвояси и возвращался снова. Пока однажды один из служек не сказал, что готов к дружескому поединку с незваным гостем. Чужак, не скрывая удивления, согласился. И проиграл бой. Честь и гордость рода Чэнь была спасена. А умелым слугой, как несложно догадаться, оказался именно Ян Лучань.

Но во время обучения всех секретов ему так и не открыли, во многом ему пришлось разбираться самостоятельно. И со временем Ян стал вносить свои изменения в основные движения, делая их более плавными и медленными. Новый стиль стали называть "чжаньмяньцюань" ("кулак влажной ваты"), "жуаньцюань"(мягкий кулак) или "хуацюань"(кулак изменений). И этот стиль был весьма эффективен, за что Яна Лучаня стали именовать Яном Ути(Уди), что означает "Ян Не Имеющий Соперников" или "Непобедимый Ян".

 

Подробнее...

Вин чунь. Хотите, чтобы в вашей жизни была вечная весна? Возможно все.

Что такое весна? Это время года, когда все цветет, благоухает и просыпается от зимнего сна. Это когда краски становятся ярче, а по утрам будит уже не крик будильника, а пение птиц за окном. Что такое вечная весна? А вечная весна - это вин чунь.

Ведь именно так переводится название этого стиля ушу. Встречается еще перевод "цветущая весна", но вариант со словом "вечная" все таки куда более популярен.

Особенностью стиля Вин Чунь является упражнение "липкие руки" или "чи сао"Есть легенда, в которой говорится, что стиль вин чунь был основан благодаря смелой монахине Нгу Мэй. Которая, якобы, спаслась после того, как в 1810 году сгорел Южный Шаолинь. После чего отважная монахиня не прекратила своих тренировок и строила планы мести манчжурам, которые дотла спалили ненавистный им монастырь. Но также к ней пришла мысль о создании собственного, нового стиля ушу, основанного на уроках, которые ранее давал настоятель Чжишань.

А через некоторое время к Нгу Мэй обратилась за помощью прекрасная молодая девушка, по имени Янь Вин Чунь. Она рассказала о том, что ее один из влиятельных чиновников возжелал взять ее в наложницы силой, а отец, преподаватель боевых искусств, не смог ее защитить, поэтому она сбежала. Нгу Мэй прониклась ее историей и взяла девушку в ученицы, а чтобы спрятать ее от чиновника, отвела в горы и обучала там.

Со временем Янь Вин Чунь стала любимой ученицей монахини и та передала ей технику, которую сформировала сама. Натолкнуло ее на это наблюдение за сражением журавля и змеи. Первый бил острым клювом и крыльями, а вторая обмоталась вокруг его ног и усердно пыталась ужалить.

Потом Янь Вин Чунь добавила в эту смесь еще стили тигра и леопарда, и создала отдельный стиль, предназначенный в большей степени для женщин. Рассчитанный на их ловкость и гибкость. Чуть позже к леопарду, тигру, журавлю и змее был также добавлен дракон, а эти животные стали считаться символами стиля вин чунь. Леопард означает скорость и сообразительность, змея - гибкость тела и мышления, тигр - силу духа и тела, дракон - концентрацию, дыхание и опыт, а журавль - равновесие тела и контроль над эмоциями. 

Подробнее...

Тайцзицюань - самый востребованный и популярный стиль ушу.

При разделении ушу на различные стили без вмешательства "инь-ян" тоже не обошлось. Стили внутренние (Нейцзя) считаются "иньскими", что символизирует женственность и темноту. А внешние стили (Вайцзя)-"янскими", что означает светлое мужское начало. Но когда любое из качеств достигает своего апогея, то оно зарождает в себе противоположное. Так что, по сути, разделение весьма условно и основным фактором все же является период времени, за который тот или иной уровень будет достигнут, а умение получено. И уж тем более, внешние стили не считаются лучше или престижнее внутренних, и наоборот.

Тайцзицюань - самый популярный стиль ушу.Так одним из известнейших внутренних стилей ушу является тайцзицюань. Название этого китайского боевого искусства переводится как "кулак великого предела". Также в различных источниках этот стиль можно встретить под названиями "тай цзи", "тай-цзи цюань" или "тай чи". Многие воспринимают тайцзицюань исключительно как оздоровительную гимнастику, но это совсем не так. И приставка "цюань"(кулак)- первое тому доказательство. Хотя на самом деле тайцзицюань представляет собой целую систему, которая объединяет в себе как боевое искусство, так и оздоровление и практику медитаций.

Как обычно, единогласной версии о происхождении тайцзицюань не существует. Мнения разнятся, но основных версий все же существует две. Первая из которых сообщает о том, что данный стиль родился и формировался в семье Чэнь, которая жила в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань. А непосредственным основателем стиля, согласно этой версии, является Чэнь Вантин, от которого линия передачи мастерства легко прослеживается. К слову, именно эта версия сегодня принимается, как официальная.

Другой предлагаемый вариант развития событий подразумевает, что создателем тайцзицюань был известный даос Чжан Саньфэн. Но у этой истории поклонников намного меньше, потому что она совершенно не объясняет, каким образом стиль был донесен до наших дней и, к тому же, буквально кишит различными неточностями и нестыковками.

Сейчас выделяют пять стилей тайцзицюань: тайцзицюань семьи Сунь, тайцзицюань семьи Чэнь,тайцзицюань У Юйсяна, тайцзицюань семьи Ян и тайцзицюань У Цзяньцюаня. Но также до сих пор существуют и не столь популярные разновидности. К которым относится, например,тайцзицюань деревни Чжаобао. Не стоит забывать и про даосские стили тайцзицюань.

 

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе