История Китая
Нарушение норм партийной жизни, культ личности Мао Цзэдуна на протяжении многих лет маоисты извращали учение о коммунистической партии в самой его основе. Особенно систематическими и глубокими были в КПК нарушения норм партийной жизни. Это постоянно привлекало внимание марксистско-ленинских партий и получило достаточно подробное освещение в партийной печати и в научной литературе Советского Союза и других социалистических стран.
Поэтому мы ограничимся здесь характеристикой наиболее существенных черт положения в КПК, а также приведем дополнительный фактический материал по этому вопросу.
Прежде всего следует подчеркнуть, что в КПК допускались грубейшие нарушения важнейшего принципа партийной жизни — принципа коллективного руководства. В период после образования КНР такие нарушения стали очевидными со второй половины 50-х годов. Уставом, принятым на VIII съезде партии, срок полномочий съезда и избираемого им Центрального Комитета определялся в 5 лет.
Один раз в год должны были собираться сессии Всекитайского съезда КПК и не реже двух раз в год — пленумы Центрального Комитета партии. Однако после VIII съезда КПК, состоявшегося в сентябре 1956 г., высший орган партии не собирался 12 с половиной лет, до апреля 1969 г., хотя полномочия Центральноного Комитета истекли еще в 1961 г. Ежегодная сессия Всекитайского съезда КПК была проведена единственный раз — в мае 1958 г. Пленумы Центрального Комитета Компартии Китая в 1961, 1962, 1966 и 1968 гг. созывались лишь но одному разу, а в 1960, 1963, 1964 и 1965 гг. их не было вовсе.
В КНР была создана так называемая «система трудового перевоспитания». Согласно этой системе, большие массы людей направлялись на длительные сроки в лагеря принудительного труда или на наиболее тяжелые работы, чаше всего в деревню. В первую очередь высылали коммунистов, представителен творческой интеллигенции, специалистов высокой квалификации, лиц, обучавшихся в высших учебных заведениях и аспирантурах СССР и других социалистических стран.
Причинами для «перевоспитания» служили идейные взгляды этих людей, их сомнения в целесообразности тех или иных мероприятий маоистского руководства, сетования на низкий жизненный уровень. Репрессиям подвергались лица, подозреваемые в симпатиях к Советскому Союзу; поводами служили доносы осведомителей.
Отказ от принципа коллективного руководства и широкое применение репрессий в отношении коммунистов, распространившиеся как в центре, так и на местах, создали в КПК обстановку, в которой миллионы членов партии рассматривались как безликая масса, способная лишь к беспрекословному подчинению. Именно в этом заключалось самое губительное последствие культа личности Мао Цзэдуна, а не во внешних его проявлениях и атрибутах. Хотя последние, несомненно, сыграли свою — н немалую — роль, ибо с их помощью закладывались первые кирпичи в пьедестал, вознесший персону Мао над всей партией, всем народом.
В Китайской Народной Республике нет городов, предприятий, улиц, названных именами руководителей страны. Но в КПК давным-давно установлен порядок, в соответствии с которым каждый вступающий в партию человек должен был давать клятву перед портретом Мао Цзэдуна . Столь же давно установилась практика, когда участники различного рода собраний перед их открытием отвешивали ритуальный поклон портрету Мао.
То же самое были обязаны делать, например, молодые пары, вступающие в брак. Пекинская пропаганда стала рьяно популяризировать песню «Алеет Восток». Она начинается словами: «Восток алеет, восходит солнце, в Китае появился Мао Цзэдун. . . »
Мелодия этой песни гремела всякий раз, когда Мао Цзэдун выходил на трибуну Тяньаньмыня в торжественные праздники или появлялся в залах собраний и даже на дипломатических приемах в иностранных посольствах. К 15-летнему юбилею Китайской Народной Республики на тему этой песни было подготовлено помпезное музыкально-хореографическое представление, в котором участвовало несколько тысяч исполнителей.
О его содержании достаточно красноречиво свидетельствовал апофеоз зрелища: китайцы, изображающие представителей всех народов земного шара, в едином порыве устремляются к возвышающемуся над ними портрету Мао.
По всему Китаю широко распространились плакаты, на которых Мао Цзэдун изображался в виде солнца, парящего высоко над землей и заливающего своим сиянием все вокруг, прославляющие его песни, рассказы, легенды.
С конца 50-х годов прославление личности Мао нарастало со все увеличивающейся силой. В сборнике юбилейных статей, написанных лидерами КПК к десятой годовщине КНР, настойчиво подчеркивалась мысль: «Наша партия и весь наш народ в длительной борьбе обрели своего вождя — товарища Мао Цзэдуна; это свидетельствует о зрелости нашей партии, знаменует собой победу нашей партии. Товарищ Мао Цзэдун — самый выдающийся представитель героического пролетариата пашей страны, самый выдающийся представитель лучших традиции во всей истории нашей великой нации, маяк на пути продвижения нашей страны вперед к коммунизму, а также самый выдающийся марксистско-ленинский революционер, политик и теоретик современности. . . »3Уже тогда пекинская пропаганда присвоила Мао Цзэдуну титул «великого кормчего». Его все чаще стали преподносить как сверхгениальную личность всех времен и народов.
Журнал ЦК КПК «Хунци» так прямо и заявил в редакционной статье, что свою формулу «империалисты и реакционеры — это бумажные тигры» Мао вывел ни много ни мало как «на основе опыта всех революций в истории».
Китайская пресса писала: «Идеи Мао Цзэдуна — это марксизм-ленинизм эпохи социалистических революций и социалистического строительства», «мы безгранично счастливы и горды жить в эпоху Мао Цзэдуна».
«Внешне культ Мао запрещен, — сообщал из Китая в своем письме в Советский Союз один из китайских коммунистов в 1963 г., — его именем теперь не называют улиц, не празднуют его дни рождения. Но это тольковнешне. По существу же всеми средствами — через печать, радио, устную пропаганду — народу внушается мысль, что Мао — это сверхчеловек, что Мао — самый великий человек на свете.