Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Эпоха Чжаньго

Социальный и государственный строй
Пережитки родовой иерархии в древнем обществе Китая препятствовали развитию процесса классообразования. Между тем общинная организация изменялась, усугублялось социальное неравенство, происходило порабощение свободных. С развитием товарно-денежных отношений изменялись и формы земельной собственности. Если до VIII— VII вв. до н.э. в большинстве царств пахотные земли находились в собственности общины, которая через совет старейшин (фулао, сань-лао) наделяла общинников равноценными наделами, то уже в VI—VBB. до н.э. положение стало иным: участились массовые случаи нарушения принципа справедливого распределения наделов в общине. Главы общин, имевшие двойные пахотные наделы, и наиболее зажиточная часть общинников стремились к отчуждению лучших участков. Их уже не устраивал обычай регулярного передела полей, они стремились закрепить землю как наследственное владение отдельных семей.

 Появление наследственных наделов соответственно повлияло на форму налогообложения: во всех царствах был введен поземельный налог. Впервые налог на землю, как сообщает Сыма Цянь, был установлен в царстве Лу в 594 г. до н. э., в Чу — в 548 г., в Чжэн — в 543 г. до н.э.; в царстве Цинь указ о поземельном налоге был издан лишь в 408 г. до н. э. Одно-два столетия спустя наследственные наделы постепенно перешли в частную собственность отдельных семей. Из собственника земли община превратилась к концу III в. до н.э. в самоуправляющееся объединение свободных земельных собственников. В V—III вв. до н.э., так же как и в последующие столетия, в общине происходил рост имущественной дифференциации. Там можно было встретить и богатого, и бедного земельного собственника; участок последнего зачастую не превышал 30 му (совр. 1 му«0,06 га). В источниках имеются сообщения о массовом разорении бедных общинников. Все больше земледельцев вынуждены закладывать или продавать пахотные участки более богатым общинникам и наниматься в работники, становиться арендаторами, 'продаваться в рабство или уходить на заработки в город. Внутри общины появилась имущественная знать. Известный хань-ский ученый Дун Чжун-шу (прибл. 187—120 гг. до н. э.) отмечал, что в те времена «в общине (ли) были люди, обладавшие богатством гунов и хоу».
По мере обогащения общинной верхушки она оказывала влияние на политическую жизнь страны, в центре которой стала ожесточенная борьба с наследственной аристократией. Аристократия, состоявшая из владельцев пожалованных территорий или глав могущественных патронимии (цзун, цзунцзу), издавна играла активную роль в политических делах своего царства. Представители аристократии вмешивались даже в вопросы престолонаследия, убирая неугодных царей и возводя на трон своих ставленников. Почти все крупные административные посты в центральных органах управления находились в их руках. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание хотя бы на фамилии высших чиновников царств Цинь, Чу, Хань и других государств VIII— V вв. до н.э. Во всех этих царствах высшие посты были закреплены за представителями какой-либо одной знатной фамилии. В VIII—V вв. до н.э. сохранялись целые области, находившиеся в полной юрисдикции знати. В борьбу против части аристократии, которая опиралась на права родовитости и пережитки патриархальных порядков, включились и цари. Желая подорвать древние родо-племенные связи, они начинали вводить территориальный принцип административных организаций. Об этом свидетельствует создание в различных царствах территориального деления на уезды, руководимые чиновниками, присланными из центра. Административные уезды возникали первоначально в пограничных областях зачастую на вновь завоеванной территории. По-видимому, именно в этих районах власть царя как верховного военачальника была наиболее сильной. По мере укрепления царской власти уездная система постепенно распространялась на земли всего государства. Первые уезды появились в царстве Чу в 688 г. до н.э., в Цзинь — в 627 г. В царстве Цинь этот процесс начался в VII в. до н. э., а завершился лишь к середине IV в. до н. э.

В период Чжаньго должности в складывавшемся государственном аппарате стали занимать лица, не состоявшие в родстве с местной аристократией. В ту пору происходило отделение умственного труда от физического и появилось множество странствующих ученых, из их числа формировались и будущие советники по управлению государством. В V в. до н.э. один из сановников чжаоского царя предложил своему правителю в законодательном порядке лишить представителей аристократии права занимать пост главы административного аппарата. Судя по материалам источников, не менее половины первых советников в наиболее крупных царствах происходили из семей, не связанных кровными узами с аристократией тех царств, где они занимали высокие должности. Этими мерами правители обеспечивали себе исключительное право не только назначения на крупные должности, но и на хранение и транспортировку оружия.

Консолидация власти царем вызывала резкое противодействие аристократии, отдельные ее представители даже отказывались от уплаты налогов. В этой обстановке появление на политической арене богатых общинников из членов незнатных патронимии и торговцев должно было оказать определенное влияние на позиции враждующих сторон. Зажиточная часть общины, не довольствуясь главенствующим положением в совете старейшин, пыталась распространить свое влияние за пределы общины — она тянулась к административным постам. Требование общинной верхушки отменить систему наследственных должностей и допустить к управлению государством «сыновей из богатых семей» объективно совпадало с желанием царя урезать права аристократии.
Поскольку появление такого могущественного союзника укрепляло их позиции, в IV в. до н.э. правители наиболее крупных государств Чу и Цинь решились на крайние меры: они провели реформы, которые подрывали позиции аристократии и укрепляли положение богатых общинников. О преобразованиях в царстве Чу сохранились крайне скупые сведения. Известно, что в 383 г. до н.э. чуский Даован (401 — 380 гг. до н.э.) назначил главой административного аппарата У Ци — странствующего дипломата и полководца родом из царства Вэй. По предложению У Ци был издан указ, ограничивавший наследственные права знати. Отныне представители чуской аристократии «могли передавать по наследству ранги знатности и жалованье (т. е. право сбора налогов с пожалованной территории. — Л. П.) лишь до третьего поколения». Сыма Цянь сообщал, что У Ци «лишал нерадивых чиновников должностей, снимал [с государственных постов] аристократов, отдалившихся [от правителя]». Лишение аристократии права передачи своих привилегий потомству ставило ее в более зависимое положение. Одним из самых важных мероприятий У Ци было насильственное переселение знати на целинные земли. Этот акт означал передачу бывших владений чуских аристократов в личную юрисдикцию царя. Население этих районов отныне оказывалось в непосредственном подчинении царской администрации. Реформы У Ци вызвали яростное сопротивление чуских аристократов, гнев их был столь силен, что они убили ненавистного им преобразователя сразу же после смерти царя Даована.

На правах рекламы

Не за горами уже и первые холода. Уже давно пора позаботиться о тепле в своем доме, к тому же цены на пластиковые окна сейчас очень приятные. Позаботьтесь о тепле и уюте своего дома. 



Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу: