История Китая Эпоха Чжаньго
Конфуций привлек на службу своей теории традиционное верование китайцев в божественную силу Неба. Культ Неба зародился в Китае в середине периода Чжоу. Вначале он сосуществовал с культом тотемного первопредка династии Инь — Шанди, впоследствии сменил Шанди и стал единственной верховной божественной силой. Наместником Неба на земле был Сын неба — чжоуский правитель. Ко времени Конфуция пошатнулась и вера в Небо. Конфуций приложил много усилий к тому, чтобы восстановить эту веру. В его учении Небу отведена особая роль; оно выступает в качестве высшей направляющей силы, от которой зависит судьба всех жителей Поднебесной, от простого общинника до правителя. «Тот, кто не постиг веления Неба, не может стать благородным мужем».
Постичь веления Неба суждено не каждому, для этого нужно обладать знаниями и соблюдать ли. Конфуций не верил в разум простого народа и его способность к приобретению знаний: «Народ можно заставить следовать должным путем, но нельзя заставить его понять, почему». Он не допускал и мысли о том, что простой люд может осознанно воспринять учение о Небе: «Низкий человек не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без внимания речи совершенномудрых». В роли земных интерпретаторов небесной воли выступали отныне лишь благородные мужи, т. е. прежде всего аристократы и те, кто овладел принципами ли. Конфуций превратил Небо в стража основных догматов своей теории. Небо знает, кто и как претворяет учение о ли. Ведь именно Небо помогает людям познать этические нормы и полностью овладеть ими; именно благосклонность Неба помогает правителю стать благородным мужем. Горе тому правителю, которого оставило Небо,— это значит, что небесный отец покинул своего неблагодарного сына. В представлении общинников, поклонявшихся предкам и почитавших старшее поколение, отречение отца от сына было самым тяжким наказанием. От такого сына отворачивалась вся община и он превращался в изгоя.
Поскольку волю Неба, выражавшуюся через различные природные явления, могли постичь и объяснить народу помимо правителя лишь конфуциански образованные сановники, их роль в политической жизни страны неизмеримо возрастала. Фактически правитель попадал под контроль своих же сановников; в случае какого-нибудь крупного конфликта ничто не мешало им, выгодно истолковав любое явление природы (появление кометы и т. п.), выдать его за глас Неба и пустить в народе слух о недовольстве Неба правителем.
Учение Конфуция, и в первую очередь концепция Неба и благородного мужа, с помощью которой он пытался ограничить права правителя, выражало интересы наследственной аристократии и нарождавшейся бюрократии. Именно поэтому конфуцианство воспринималось раньше всего в тех царствах, где власть правителя была все еще слаба.
Если вы хорошо разбираетесь в спортивных играх, то может быть вам стоит попробовать свои силы в прогнозах на спорт? Многие спортивные аналитики начинали именно с этого. Возможно в один прекрасный день и вы пополните ряды лучших спортивных аналитиков.