Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Эпоха Чжаньго

Социально-политические учения
Изменения в экономической и политической жизни страны, сдвиги в общественной психологии различных социальных слоев, происходившие в VII—IV вв. до н.э. во всех китайских государствах, не могли не оказать определенного влияния на развитие общественно-политической и философской мысли. Для подавляющего большинства китайских мыслителей характерно увлечение политическими теориями, проблемами управления государством и народом. Отец великого историографа Сыма Цяня, Сыма Тань, бывший придворным историком и астрологом, отмечал, что представители всех основных философских школ — конфуцианцы, монеты, легисты, даосы, логики и натурфилософы — занимались проблемами управления государством. Многие из них пытались даже создать свою собственную концепцию государственного управления. Наиболее плодотворными в этом отношении оказались усилия двух школ — конфуцианской и легистской, противоположных по своим методам, но стремившихся к одной цели — идеологическому обоснованию сильного централизованного государства. Именно их идеологи оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась практика государственного управления страной вплоть до XX в.

Конфуций (551—479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. Центральное место в концепции Конфуция занимает учение о человеколюбии— жэнь, а также о благородном человеке — цзюньцзы. Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция — образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж. Когда же Конфуция спросили, каким должен быть благородный муж, он привел в качестве примера Кун Вэнь-цзы — одного из представителей аристократии царства Вэй. Конфуций сказал, что Кун Вэнь-цзы был умен и любил учиться, отличался скромностью и не стыдился спрашивать у нижестоящих о том, чего не знал. Существенную роль в учении Конфуция играет концепция о ли — системе морально-этических принципов, норм поведения, которые должны соблюдать все жители Поднебесной. Носителем всех этих норм поведения, естественно, является благородный муж. Учение о ли и цзюньцзы взаимосвязано. «Благородный муж, — учил Конфуций, — беря за основу своей деятельности справедливость, приводит ее в соответствие с [принципами] „ли"». Значение понятия ли весьма объемно: сюда входит почитание предков, и особенно родителей, — сяо (сыновнее почтение); человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам, — жэнъ; уважение к старшим и подчинение им; честность, искренность; стремление к внутреннему самосовершенствованию и т. п.

Морально-этические принципы создавались Конфуцием с учетом норм поведения, существовавших в общинах. Однако нормы поведения, интерпретированные Конфуцием, были шире норм обычного права и заключали ряд новых существенных моментов. Представление о почитании старшего поколения отцов, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки этих социальных ячеек и перенесено на общество в целом. Согласно его схеме, правитель возвышался всего лишь на несколько ступенек над главой большой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Конфуций вводил правителя в круг их обычных представлений. Для того чтобы представить реальное значение известного изречения Конфуция о том, что «правитель должен быть правителем», целесообразно привести весь текст беседы: «Циский правитель Цзингун спросил Конфуция о хорошем управлении. Конфуций ответил: „Правитель должен быть правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". „Замечательно!— воскликнул Цзингун. — В самом деле, коль правитель не будет правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, то, если даже у меня будет просо, смогу ли я его съесть?"». Внутриобщинное деление Конфуций переносил в социальную сферу.
Конфуций придавал очень большое значение нормам поведения. Он говорил: «[Человеку] нельзя смотреть на то, что противоречит „ли", нельзя слушать то, что противоречит „ли", нельзя говорить то, что противоречит „ли"». На смену обычному праву и нарождающемуся законодательству Конфуций стремился поставить реконструированные им нормы поведения. Все управление страной и народом должно было осуществляться на основании ли: «Если руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи „ли", то у него будет чувство стыда и он исправится». Признавая верховную власть правителя, Конфуций в то же время был противником деспотической формы правления, он стремился ограничить права царя всесильным чиновничеством. Конфуциански образованные сановники, составлявшие ближайшее окружение царя, должны были следить за соблюдением правителем принципов ли.


На правах рекламы

Снятся ли Вам вещие сны? Если да, то замечали ли Вы в какие дни сбываются сны? Ведь многие люди вначале даже не придают значения снам, а лишь по истечении времени вспоминают их и связывают с различными произошедшими событиями. Хотя многие из этих событий можно было бы предугадать.




Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу: