История Китая Эпоха Чжаньго
В период Чуньцю и Чжаньго возникло еще одно крупное этикофилософское течение — даосизм, — выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даосском каноне «Даодэцзин», а также в трактатах «Чжуанцзы» и «Лецзы». В «Даодэцзине», составленном последователями основателя даосизма Лаоцзы (прибл. VI в. до н. э.) в IV—III вв. до н. э., дается развернутое обоснование существования объективного всеобщего закона природы, именуемого термином дао — путь. «Дао, — читаем мы в „Даодэцзине", — глубокая основа всех вещей». «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». Наивно-материалистическим идеям даосов были присущи элементы стихийной диалектики: «Противоположность есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». Адепты даосизма полагали, что природе свойствен закон перехода одной противоположности в другую: «Одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются». «Неполное становится полным, кривое становится прямым; пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым». Ту же закономерность распространяли они и на человеческое общество: «Кто многое сберегает, — говорится в „Даодэцзине", — тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки».
Подобно конфуцианцам, монетам и легистам, даосы также уделяли значительное внимание проблеме социального устройства общества, вопросам взамоотношения правителя и народа. Их социально-политическая доктрина отличалась известной противоречивостью. Проповедуя духовную близость правителя народу, резко осуждая войны и насилие над простым народом, критикуя конфуцианские нормы поведения и внедряемый конфуцианцами культ предков с его пышной и дорогой обрядностью, теоретики даосизма в то же время отрицали достижения древнекитайской цивилизации, призывая к возврату в «золотой век» глубокой древности. В определенной степени социально-политические взгляды даосов отражали настроения бедных общинников, страдавших от эксплуатации крупных земельных собственников и от чрезмерных государственных повинностей. Призывы даосов к отрешению от мирской суеты способствовали развитию института отшельничества.
Провозгласив принцип увэй (недеяние, следование естественности) одним из основных элементов своей теории, даосские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека. Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.
Элементы мистицизма, представленные наиболее ярко в трактате «Чжуанцзы», концепция достижения бессмертия, а также принцип увэй позднее способствовали превращению даосизма в религию, ставившую своей целью поиски средств к долголетию и бессмертию. Социально-политические воззрения ранних даосов оказали большое влияние на формирование крестьянских утопий.
Одним из крупных мыслителей древнего Китая, примыкающим по своим воззрениям к даосам, был вольнодумец-материалист Ян Чжу (IV в. до н. э.). Он отрицал культ предков, существование загробного мира и бессмертие души. Ян Чжу доказывал, что живое существо подобно огню: когда оно умирает, не остается ничего, кроме тлена, подобно тому как пепел остается после огня. В своей этической концепции, отвергавшей конфуцианские ограничения личности, он провозгласил эпикурейство краеугольным камнем своей «жизненной» философии.
Если Вас интересует бытовая электроника, т.е. вы хотите либо приобрести, либо продать что-то из бытовой электроники, то в этом случает Вам очень поможет самый большой сайт бесплатных объявлений. Вы сможете из большого количества предложений выбрать все что Вам необходимо.