Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Колонизация Китая


Проявлением глубокого кризиса феодального строя в Китае, откликом на Тайпинское восстание были восстания национальных меньшинств на западе страны в 50—70-х годах XIX в. Общей предпосылкой этих восстаний было жестокое угнетение трудящихся масс национальных меньшинств цинскими чиновниками и «своими» феодалами.
В 1854 г. началось восстание народности мяо в пров. Гуйчжоу. Руководителем повстанцев, которых насчитывалось несколько сот тысяч, был Чжан Сю-мэй. Когда в 1859 г. армия Ши Да-кая вступила в Гуйчжоу, повстанцы стали активно помогать ей в борьбе с правительственными войсками. В течение длительного времени почти вся территория провинции находилась под контролем сторонников Ши Да-кая и Чжан Сю-мэя. После подавления восстания тайпинов в Гуйчжоу были переброшены крупные силы правительственных войск. Ожесточенные бои продолжались до 1872 г., когда Цинам удалось подавить восстание мяо. Вождь повстанцев Чжан Сю-мэй погиб. В провинции начался жесточайший террор, по некоторым данным, было истреблено около миллиона ее жителей.

Другим выступлением национальных меньшинств было восстание национальности пантай (мусульман по религии) в пров. Юньнань, происходившее в 1855—1856 гг. Повстанцы, выступившие против национального гнета,   создали   мусульманское   государство   с центром в г. Дали. Вождь повстанцев Ду Вэнь-сю принял титул и имя султана Сулеймана. Цинским властям удалось подавить это восстание лишь после многолетней борьбы, в 1873 г.

В 60—70-х годах произошло крупное восстание дунган, также мусульман по религии, на северо-западе Китая. Оно началось в пров. Шэньси в 1862 г. как выражение протеста против национального гнета, а с 1865 г. распространилось в Ганьсу и Цинхай. Отсталая религиозная форма борьбы была использована цинским правительством для разжигания вражды между дунганами и китайцами, которая привела к массовому истреблению населения. В конце 60-х годов, когда восстание возглавил крестьянин Биянху, оно приобрело антифеодальную направленность. После поражения в Ганьсу повстанцы отступили в Синь-цзян; здесь в восстании наряду с дунганами участвовали уйгуры и представители других национальностей. В ходе борьбы за создание в Синьцзяне независимого мусульманского государства были созданы три ханства: Джетышаар (Семиречье) с центром в Кашгаре, Дунганское— с центром в Урумчи и Таранчинское — с центром в Кульдже. В наиболее крупном из них — Джетышааре — власть захватил приближенный кокандского хана Якуб-бек, который подчинил затем и Дунганское ханство. Политика Якуб-бека, направленная на защиту интересов местных духовных и светских феодалов и угнетение трудящегося населения, ослабила государство Джетышаар. В 1878 г. цинские войска подавили восстание в Синьцзяне. Многие дунгане во главе с Биянху перешли русскую границу и поселились в Средней Азии.
Восстания на юго-западе и северо-западе Китая свидетельствовали о чрезвычайно большом размахе борьбы против Цинов, охватившей районы, населенные как китайцами, так и национальными меньшинствами.

Значение народных восстаний
Несмотря на поражение крестьянской войны, она сыграла выдающуюся роль в истории Китая. Восстание тайпинов потрясло основы феодальной цинской монархии, втянуло в освободительную борьбу на обширной территории многие миллионы трудящихся, прежде всего крестьян. В отличие от крестьянских войн прошлого Тайпинское восстание ставило своей целью борьбу не только с феодальными силами, но и с агрессией капиталистических держав. Стремясь к свержению цинского правительства и гнета маньчжуро-китайских феодалов, отдававших страну в кабалу иностранным капиталистам, сражаясь с интервентами, тайпины отстаивали национальную независимость Китая.

Тайпинское восстание сыграло выдающуюся роль в развитии революционных традиций китайского народа, в особенности традиции вооруженной борьбы против сил внутренней реакции и чужеземных захватчиков. Вместе с тем крестьянская война тайпинов и другие народные восстания того времени оставили китайскому народу ряд важных уроков, выявили ошибки и внутренние слабости, которые привели их к поражению. Большинство руководителей тайпинов не сохранили до конца верности демократическим революционным идеалам начального периода движения. Монархический строй способствовал процессу перерождения значительной части тайпинских вождей. В лагере тайпинов отсутствовало необходимое единство, произошло деление на группы, что привело к кризису 1856 г., имевшему самые отрицательные последствия для дальнейшего хода восстания.
   
Почти полная (за исключением района Нанкина) нестабильность территории Тайпин тяньго препятствовала (наряду с другими причинами) осуществлению аграрных преобразований, мешала использованию поддержки народа в борьбе с контрреволюцией, облегчала окружение тайпинского центра и его захват. В своих отношениях с няньцзюнями, «Сяодаохуй», «Тяньдихуй» и другими антиправительственными обществами тайпины проявляли нежелание установить единство с ними, а иногда даже враждебность.

Все это в конечном счете обусловливалось тем, что крестьянство не было способно без руководства передового класса осуществить демократическую революцию и тем более создать новый общественный строй. Подавление Тайпинского восстания и других народных движений сопровождалось истреблением миллионов трудящихся. С одной стороны, это привело к появлению свободных земель, с другой — физически обескровило силы народного сопротивления. Разгромив крестьянскую войну, феодальный цинский режим продлил свое существование еще на полвека.

После поражения в «опиумных» войнах и подавления Тайпинского восстания Китай все больше превращался в полуколонию капиталистических стран, терял свою государственную самостоятельность, превращался в объект их эксплуатации. В то же время китайские и маньчжурские феодалы продолжали цепляться за свои «права» в отношении Кореи, Вьетнама и других государств, претендуя на господствующую роль во всем огромном районе Восточной и Юго-Восточной Азии.