Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Колонизация Китая


Нанкинский договор был первым неравноправным договором в истории Китая. Пять китайских портов — Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай — отныне объявлялись открытыми для торговли и поселения англичан. Шанхай и другие «открытые порты», число которых в XX в. превысило сотню (в 1930 г. их было 105), стали важнейшими опорными пунктами капиталистической агрессии и колониального угнетения Китая. О-в Гонконг (Сянган), захваченный англичанами, переходил в «вечное владение» Англии. Китай обязался уплатить Англии 21 млн. юаней, упразднить монопольную корпорацию купцов гунхан, страна лишалась таможенной самостоятельности (пошлины не должны были превышать 5% стоимости товара). Таким образом, Нанкинский договор создавал условия для колониального закабаления Китая капиталистической Англией.

Через год Англия навязала Китаю «дополнительное соглашение о торговле в пяти портах», подписанное в октябре 1843 г. в Хумэне. Это соглашение устанавливало для английских подданных право экстерриториальности и вводило консульскую юрисдикцию, т. е. подсудность не китайским судам, а английским консулам. В «открытых портах» англичане получили возможность создавать свои сеттльменты и управлять ими. Англия приобрела также право «наибольшего благоприятствования»— все привилегии, которые в будущем могла получить другая держава в Китае, распространялись на Англию.

США и Франция поспешили воспользоваться поражением Китая и навязать ему новые неравноправные договоры. США, официально не участвуя в войне против Китая, фактически поддерживали Англию, послали к берегам Китая эскадру, командующий которой после окончания войны вынудил гуанчжоуские власти «возместить убытки» американских купцов. 3 июля 1844 г. Китай был вынужден подписать в Ванся договор с США, по которому на американцев распространялись права, полученные англичанами по Нанкинскому договору («открытые порты») и Хумэньскому соглашению.
24 октября 1844 г. был подписан франко-китайский договор, предусматривавший сверх уже полученных Англией и США привилегий право католической церкви вести в Китае миссионерскую пропаганду, ставшую одним из средств идеологической экспансии капиталистических держав.
Борьба китайского народа против иностранных захватчиков

Война показала 'превосходство капиталистической Англии над феодальным Китаем. Войска цинского правительства были вооружены пиками и мечами, луками и стрелами, фитильными ружьями, не имели плана операций и единого командования. Все это отражало экономическую и политическую отсталость цинского Китая и являлось следствием разложения правительственного и военного аппарата. Но вместе с тем отдельные гарнизоны и воинские части во главе с их командирами проявили самоотверженность, готовность сражаться с агрессорами — «заморскими дьяволами». Например, воины гарнизона Сямыня, не получив поддержки при обороне города, погибли все до единого, но не капитулировали. Мужественно сражались китайские солдаты— защитники Усуна, Чжапу, Сунцзяна. В Чжэньцзяне гарнизон оказал сильное сопротивление английским войскам и весь погиб в бою. Ф. Энгельс писал, что в сражении за Чжэньцзян «англичане получили достаточно доказательств тому, что как бы несовершенны ни были в военном искусстве монголо-китайские солдаты, у них не было недостатка в храбрости и отваге... Если бы завоеватели встретили подобное сопротивление повсюду, они никогда не добрались бы до Нанкина».

Значительным явлением в первой «опиумной» войне были создание народных отрядов самообороны и прямые выступления народных масс, в первую очередь в пров. Гуандун, против иностранных агрессоров. Первым таким выступлением было восстание 30 мая 1841 г. жителей дер. Саньюаньли (около Гуанчжоу) против англичан, захвативших эту местность и чинивших всевозможные насилия и грабежи. Здесь были созданы пинъинтуани («отряды усмирения англичан»), к которым присоединились тысячи жителей примерно ста близлежащих деревень. 200 английских солдат и 2 офицера были убиты при попытке прорваться из окружения. Лишь вмешательство маньчжурского правителя Гуанчжоу помогло захватчикам спастись. В эти же дни население дер. Саньшацунь атаковало другой английский отряд, нанесло ему большие потери и захватило две пушки и другое вооружение. Ополчение Фо-шаньчжэня истребило несколько десятков английских солдат. В пров. Фуцзянь жители деревень, расположенных вблизи Сямыня, вступили в бой с английскими войсками и нанесли им потери. В Чжэцзяне организация «Хэйшуйдан» («Партия черной воды») выступила против англичан; солевары и торговцы солью нападали на английские корабли и поджигали их.

После капитуляции цинского правительства и подписания Нанкин-ского договора сопротивление захватчикам не прекратилось. Патриотические общества, ядром которых были общинные школы (шэсюэ), организовали длившееся несколько лет сопротивление поселению англичан в Гуанчжоу, вели борьбу против бесчинства иностранцев.
Основную массу участников патриотического движения против иностранцев составляли крестьяне, ремесленники, городская беднота, пред-пролетарские элементы, а также «пришлые», прибывшие в Гуандун из других мест и стоявшие на низшей ступени китайского феодального общества. В движении участвовали представители господствующего класса: помещики, шэньши, некоторые чиновники. К нему примыкали и гуандунские купцы. Организаторами патриотических обществ и антианглийского ополчения выступали сельские шэньши. Их идеологией был феодальный национализм, соединенный с китаецентризмом, отрицанием всего иностранного. В идеологии движения отразилась отсталость тогдашнего китайского общества, облегчавшая капиталистическим агрессорам достижение их целей.

Цинские власти, как правило, выступали против патриотического движения, т. е. являлись сообщниками иностранных захватчиков. В одной из листовок, распространявшихся в Гуанчжоу, правительственные чиновники изобличались в тяжких преступлениях: «Наши кровожадные чиновники до сих пор были соучастниками английских грабителей во всех деяниях, которые последние совершали против порядка и справедливости... Они смотрели на иностранных дьяволов как на богов, а народ презирали как собак, и человеческая жизнь для них не представляла никакой ценности. Они стремились лишь к тому, чтобы сохранить свое высокое положение».