Гуань-ди
Одним из самых популярных, всенародно чтимых божеств-патронов был Гуань-ди, чье покровительство простиралось над целым рядом профессиональных и социальных групп населения Китая.
Историческим прототипом Гуань-ди был полководец Гуань Юй, прославившийся бесстрашием и верностью своему правителю Лю Бэю. Отважный воин, смелый борец за справедливость, Гуань Юй прославился в веках безукоризненной честностью и верностью. Дав клятву на верность своему другу Лю Бэю, позже ставшему правителем одного из трех государств эпохи Троецарствия, Гуань Юй остался верен ей, даже будучи в плену у врагов.
Эта легендарная верность и честность вкупе с другими традиционными добродетелями, приписанными молвой Гуань Юю, получили со временем широкую известность в народе. Слава Гуань Юя впоследствии переросла в настоящий культ религиозного типа.
Возникли легенды о его чудесном рождении из крови казненного дракона, которую набрал в свою чашу буддийский монах. По другой версии, перед рождением Гуань-ди над домом его родителей кружил дракон. Родившийся младенец обладал настолько буйной, неистовой силой, что родители заперли его в пустом доме. Однако Юй-ди сбежал и совершил свой первый подвиг, убив начальника уезда, творившего произвол. Чтобы стража не узнала его и не могла схватить как убийцу, Гуань-ди вымыл лицо водой из источника, и оно сразу же стало темно-красным. По другой версии, лицо его было красным от рождения, так как чашу с кровью дракона, где шло превращение, открыли на день раньше срока.
Императоры различных династий, принимая во внимание именно его конфуцианские добродетели, а отнюдь не военные доблести, жаловали Гу- ань Юю один за другим высокие почетные титулы, пока, наконец, в 1594 году он не был удостоен высочайшего в стране титула ди (император). Гуань- ди стал почитаться в качестве могущественного бога войны. По повелению императора изображения Гуань-ди должны были висеть в каждом воинском шатре и использоваться солдатами в качестве талисманов. Хотя за свою долгую историю Китай вел немало войн, образ полководца в Китае никогда не был окружен романтикой. Военный никогда не был социальным идеалом в стране — им всегда был грамотей-чиновник. Поэтому и в боге войны ценились прежде всего его гражданские, «моральные» добродетели, а не воинские доблести. Среди почитателей Гуань-ди преобладали люди весьма мирных профессий, он чаще рассматривался в качестве покровителя страждущих, патрона литературы, защитника торговли и богатства, даже покровителя буддизма. При таком обилии патронажных функций основное занятие бога войны отходило на второй план. Буддисты изображали его в качестве грозного стража в своих монастырях, а даосы приписывал ему способность отвращать демонов. Конфуцианцы чтили Гуань-ди как покровителя ученых-литераторов, что, видимо, связано с рассказами о его особой любви к летописи «Вёсны и Осени». Поскольку Гуань-ди одно время жил продажей соевого сыра, торговцы этим товаром почитали его своим богом-покровителем. Все торговцы почитали его в качестве бога богатства, его изображения висели в лавках, ему клялись, создавая дело на паях. В деревне его почитали и как бога-заступника, исцелителя от болезней, даже бога-подателя дождя. По крестьянским поверьям, он появляется у постели больного, дает ему золотые пилюли, прикладывает руку к телу, способствуя выздоровлению.
Храмов в честь Гуань-ди было построено необычайно много. Они строились почти в каждом городе и по обилию соперничали с храмами Конфуция и Гуаньинь. Даже в небольших деревенских храмах и кумирнях, где обычно размещались все важнейшие и популярнейшие божества, помощь которых может понадобиться посетителям, почти всегда находилось изображение (или табличка с именем) Гуань-ди. В день торжественных жертвоприношений в честь Гуань-ди размах праздничных торжеств и количество праздничных хлопушек- фейерверков были сравнимы лишь с новогодними праздничными традициями — настолько популярно было это божество в его функции покровителя страждущих и носителя благ для людей. В храмах Гуань-ди изображался обычно сидящим в центре с любимой книгой — летописью «Вёсны и Осени» Конфуция в руках, а по бокам стояли с оружием его помощник военачальник Чжоу Цан и приемный сын Гуань Пин. Особую магическую роль прорицателя предписывали Гуань-ди гадатели. Гаца- ние в храмах Гуань-ди по жребию считалось весьма действенным.