Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Божества - покровители людей

Боги богатства цай - шэнь
Боги богатства, называемые цай-шэнь, особенно почитались торговцами. Цай-шэнь, как и китайские чиновники, делились на гражданских и военных. В качестве гражданского цай-шэня в одних местах чтили легендарного героя Биганя, а в других — знаменитого богача Ши Чуна, славившегося также и своей ученостью. Основным военным цай- шэнем в большинстве районов Китая считали полководца Гуань Юя (Гуань-ди), но в некоторых местах в таком качестве выступал полководец и сановник Го Цзый. На народных картинах обычно изображали одновременно обоих цай-шэней (одного в одежде полководца вверху, другого в одеянии сановника — внизу) или сцену встречи гражданским цай-шэнем как хозяина дома военного цай- шэня. Такое изображение сулило его обладателю двойное богатство.

В качестве цай-шэня почитались и некоторые другие персонажи. Кроме того, боги богатства имели свою свиту. В нее входил, например, Лю Хай — бог монет. Когда-то, будучи простым смертным, он служил при княжеском дворе, но однажды к нему    явился бессмертный даос Люй Дунбинь, который наставил Лю Хая на путь даосского учения. Лю Хай стал отшельником. Он притворялся безумным, юродивым, пел и плясал. Изготовив пилюлю вечной жизни и приняв ее, он тотчас же упал бездыханный, а тело его начало постепенно исчезать. Так Лю Хай превратился в журавля и улетел в небо. Причина почитания Лю Хая в качестве бога монет была следующая. По народной легенде, бессмертный Люй Дунбинь однажды опустил свой пояс с привязанной на конце золотой монетой в колодец и велел Лю Хаю удить в колодце жабу. Это был враг Лю Хая, переродившийся в жабу и бывший в прежней жизни стяжателем. Жаба закусила монету, и Лю Хай вытащил ее из колодца. Вот почему он всегда изображался с трехлапой жабой — эмблемой наживания денег (слова «деньги» и «жаба» в китайском языке близки по звучанию). На народных картинах бог монет обычно изображался в виде смеющегося человека с распущенными волосами (символ отрешения от мира), с открытыми вислыми грудями и животом (символы святого, презревшего мир), одетого у чресел в лиственный покров и босого (признак отшельника, стремящегося стать небожителем). Одна нога у него поднята как бы для скорого и резкого движения, в руках шнур с нанизанными на него монетами, за последнюю из них держится, кусая ее, трехлапая жаба. Иногда бог монет стоит на жабе. Часто изображается также разбрасывающим монеты.

К свите цай-шэня принадлежат также Хэ- Хэ — божественные двойники. Их часто изображали на народных картинах улыбающимися, с распущенными волосами, блаженным взглядом, с рядом черт, напоминающих Лю Хая. Их постоянные атрибуты — лотос (хэ) и коробка (хэ) с сокровищами или деньгами. Изображения Хэ-Хэ вешали в доме во время свадьбы с целью пожелания согласия и единения супругам. Нередко Хэ-Хэ держат чудесное монетное дерево, поднос с драгоценностями.

Один из атрибутов божеств богатства — цзюйбаопэнь («ваза, или таз, собирающая сокровища»). Этот волшебный предмет представлял собой своеобразный вариант рога изобилия. Согласно одному из преданий, рыбак Шэнь Ваньсань ловил рыбу в реке Янцзы. В сети ему попалась плоская ваза для цветов. Рыбак подобрал вазу и решил кормить из нее собаку. Положит туда корм, собака ест, а еда не убывает. Однажды его старуха наклонилась над вазой и уронила туда золотую шпильку, и ваза тотчас же наполнилась до краев золотыми шпильками. Бросили в вазу монету, и она тотчас наполнилась деньгами. Вазу перенесли в дом и стали ею пользоваться для добывания денег и ценностей. Собрав огромное богатство, старики стали помогать своим близким, за что старик был назван живым Цай-шэнем.

В свиту бога богатства часто включали божество радости Си-шэня, которого изображали на народных картинах позади бога богатства со свитком бумаги, на котором крупно написан иероглиф «си» — «радость». Иногда Си-шэнь с улыбкой сгребал золотые и серебряные слитки в большую корзину.

В качестве одного из богов счастья почитался также Го Цзый — историческое лицо, прославленный сановник и полководец, дом которого считался образцом семейного благочестия. Все его сыновья и зятья занимали высокие посты в государстве, а сын Го Аи был женат на одной из принцесс. Го Цзый изображался на народных лубках в окружении семи сыновей с их семьями, живущими вместе с ним одним большим патриархальным домом, или с малолетним Го Аем, которого отец ведет ко двору.


Обратите внимание

Интересные фотографии, известные спортсмены, экспрессивные девушки, природа, автомобили и животные на сайте icamerist.ru