Божество-покровитель шелководства
Однажды человек по имени Чжан Чэн проснулся ночью и увидел, что в южном углу дома стоит какая-то женщина. Неожиданно она поманила Чжан Чэна рукой и, назвавшись духом местности, сказала ему, что в этой комнате следует разводить шелковичных червей.
Она велела Чжан Чэну на будущий год в пятнадцатый день первой луны принести на ее алтарь кашицу из белого риса, обильно сдобренную жиром. Если он выполнит повеление, то шелковичных червей у него станет в сто раз больше. Сказав это, она исчезла.
Чжан Чэн последовал указаниям духа, после чего шелковичные черви каждый год рождались в большом количестве.
Боги-покровители человеческого здоровья
Особая группа божеств заботилась о здоровье людей. Имя Яо-ван («князь лекарств», «царь лекарей») присваивалось в качестве почетного титула знаменитым медикам древности, многие из которых почитались как боги-покровители аптекарей и врачевателей.
Медик Сунь Сымяо уже в детстве и юности отличался незаурядными способностями и усердием в учебе. Ему удавалось заучивать по тысяче слов в день, он изучал труды даосских классиков Лао-цзы и Чжуан-цзы, жил отшельником в горах и прославился своей способностью излечивать многочисленные недуги. Согласно легенде, однажды Сунь Сы- мяо, когда ему был сто один год, совершив омовение и приведя в порядок одежду и шапку, сказал, что он отправляется путешествовать в неведомые земли. Тут дыхание его прервалось. Больше месяца его тело было неподвижно, без признаков жизни, но не подвергалось тлению. Его положили в гроб, но когда заглянули туда, то увидели лишь одежду. Рассказывали, что несколько десятков лет спустя Сунь Сымяо видели в горах.
Сунь Сымяо приписывалось составление трактата по медицине «Тысяча золотых рецептов с комментариями». Сохранилась легенда, что Сунь Сымяо получил эти знания чудесным образом. Однажды некий буддийский монах, совершавший ритуал, чтобы вызвать дождь во время засухи, ранил озерного дракона, и тот, явившись в облике старца к Сунь Сымяо, попросил излечить его. Сунь Сымяо поставил условие — дать ему тридцать священных рецептов, хранящихся у дракона в подводном дворце. Дракон, несмотря на строжайший запрет Верховного небесного владыки передавать эти рецепты, выдал их Сунь Сымяо, который включил их в свой трактат.
В позднейшие времена эту историю рассказывали несколько иначе. Сунь Сымяо увидел однажды пастуха, когда тот пытался убить змею. Из сострадания к животному Сунь Сымяо спас змею, отдав пастуху свой плащ, смазал змее раны и отпустил в траву. Через десять дней перед ним появился всадник на белом коне, который от имени своего отца пригласил Сунь Сымяо в гости. Он посадил Сунь Сымяо на своего коня, и они немедленно очутились в подводном дворце Лун-вана, который хотел одарить гостя золотом и драгоценными камнями. Однако Сунь Сымяо отказался их взять. Тогда царь драконов преподнес ему медицинское сочинение, которое и легло впоследствии в основу трактата «Тысяча золотых рецептов».
Согласно другой версии, однажды Сунь Сымяо явился во сне императору и попросил 80 ляпов (около трех килограммов) порошка, исцелявшего от укуса ядовитой змеи. Проснувшись, государь послал человека с порошком в горы, и тот встретил Сунь Сымяо и вручил ему дар. Получив порошок, Сунь Сымяо указал пальцем на лежащий рядом камень, и на нем тотчас же проступили красные иероглифы — благодарность императору. Пока посол переписывал их, Сунь Сымяо исчез.
В храмах и на народных картинах Сунь Сымяо часто изображается с двумя юными помощниками, один из которых держит тыкву-горлянку с чудотворными пилюлями, а другой — листья целебных растений.
Другой обожествленный врачеватель, Бянь Цяо, получил от одного из бессмертных чудесные капли, благодаря которым уже через месяц Бянь Цяо мог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека. Впоследствии Бянь Цяо, согласно преданию, оживил принца царства Го, после чего слава о его искусстве распространилась по всему Китаю.
Покровителем медицины считался также Вэй Гу. Этот человек явился однажды в китайскую столицу в головном уборе из тонкого шелка, в шерстяной одежде, с посохом и дюжиной фляжек с лекарствами, висевшими у него на поясе и за спиной. Он щедро раздавал свои снадобья больным. Император призвал его ко двору и пожаловал ему титул Яо-ван.
Яо-ваном величали в народе также и Вэй Шанц- зюня. Это был даос, который бродил по стране с черным псом по имени Черный Дракон и занимался врачеванием. По легенде, один из высокопоставленных сановников лежал тяжело больной уже шесть лет. Однажды, очнувшись ото сна, он поведал окружающим, что ему явился даос с собакой на поводке и дал отведать какое-то снадобье. Болезнь отступила. Сановник нарисовал портрет даоса и совершил жертвоприношения в его честь. С тех пор Вэй Шанцзюню поклоняются как божеству-покровителю здоровья людей.
Культ Ло-шэнь («духи Ло») обязан своим происхождением удивительной истории, которая произошла с чиновником по имени Фан Энь, который попал в немилость и был сослан в отдаленную провинцию. Там он увидел, что народ страдает от бесчинств пяти братьев Ло, которые, однако, вдруг раскаялись и покончили жизнь самоубийством. Впоследствии Фэн Энь был помилован и собрался домой, но в это время у него на глазах появилась катаракта. Однажды во сне ему явились духи пяти братьев Ло, а когда он проснулся, то почувствовал, что зрение восстановилось. Фэн Энь построил храм в их честь, и туда стали приходить с просьбой об исцелении все, кто страдал болезнями глаз.
Древний солнечный бог Янь-ди, которого под именем Шэнь-нуна чтили как покровителя земледелия, считался также и богом-исцелителем. Шэнь-нун, проходя по земле, хлестал травы своей волшебной красной плетью, которая при этом меняла свой цвет в зависимости от того, какой травы касалась — ядовитой, целебной или бесполезной.
Согласно другому преданию, он пробовал различные травы на вкус, чтобы определить их свойства, и за один лишь день отравлялся семьдесят раз. Однако его сильное тело превозмогало яд. Рассказывали, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности.
Но однажды Шэнь-нун набрел на ползучее растение с маленькими желтыми цветами, вьющееся по стенам и изгородям. Яд этой травы оказался настолько силен, что от него умер даже Шэнь-нун. Так божественный земледелец и врачеватель пожертвовал своей жизнью ради блага человечества.