Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Шаолинь

Искусство монашеского посоха


  Во все времена кулак считался не самым надежным оружием, если можно было воспользоваться палкой, длинным посохом, а еще лучше - мечом или копьем. Но ношение буддийскими монахами холодного оружия ограничивалось монастырскими уставами, а вот посох был всегда под рукой, особенно в дальних путешествиях. К нему в качестве навершия прикреплялся металлический набалдашник, иногда он заострялся или затачивался в форме полумесяца. Таким образом мирный монашеский посох превращался в грозное оружие. Регулярные упражнения с посохом были введены в монашескую тренировку знаменитым наставником Фуюем в XIV в. Устные предания гласили, будто бы сам Фуюй "мог одним взмахом посоха свалить на землю трех человек, вооруженных мечами", а его подручные монахи "безо всякого труда и без малейшего страха на лице отбивали посохами град стрел". Монастырские хроники с гордостью утверждают, что блестящее умение монахов биться на палках поражало всех заезжих бойцов.

Обратимся к более объективной информации - оценке заезжих мастеров. Экспертами в этом вопросе нам послужат люди, чей авторитет можно считать непререкаемым и которые создали собственные системы боя со многими видами оружия, в том числе с копьем и палкой. Это прежде всего "старейшина всех боевых искусств" эпохи Мин, блестящий наставник ушу Юй Даю (1503-1580) и его ученик, человек-легенда генерал Ци Цзигуан. В середине XVI в., т.е. почти через три столетия после смерти Фуюя, сформировалась концепция о том, что базовыми видами тренировки бойцов должны являться кулачный бой (цюаньфа, цюаньшу) и бой с палкой. До того единой стратегии обучения не существовало, все зависело от привычек и особенностей инструкторов - кто начинал обучение с прямого меча, кто отдавал предпочтение копью, кто делал особый упор на использование алебарды. Кулачный бой служил вспомогательным тренировочным средством. Но Юй Даю, Ци Цзигуан и другие светские мастера ушу разработали другую концепцию тренировки. Кратко ее смысл выразил автор "Записок о ведении боя" ("Чэнь лу"), ученик Ци Цзигуана Хэ Лянчэн: "Кулачный бой и техника палки являются основой и истоком боевых искусств". Десятки воинских инструкторов путешествовали по всему Китаю в поисках мастеров боя с палкой. В 1561 г. сам Юй Даю заехал в Шаолиньский монастырь в надежде встретить здесь великих мастеров. Но его постигло жестокое разочарование - к своему удивлению он не обнаружил никаких откровений в монашеском искусстве. В результате Юй Даю констатировал, что умение вести поединки с посохом среди монахов то ли полностью утрачено, то ли его никогда и не было. В своих дневниках великий воин с грустью отмечал: "То - великая ложь о долгой традиции [искусства боя с палкой], истинные поучения в этом предмете уже все утрачены". Показательно, сколь убедительны были легенды о Шаолине уже в то время: Юй Даю никак не мог поверить, что этого искусства вообще могло никогда не быть в монастыре! Юй Даю сам принялся обучать монахов бою с оружием, в том числе с палкой! Руководители монастыря упросили генерала взять с собой двух монахов для постоянного обучения. Юй Даю не стал возражать, и два усэна отправились вместе с его войсками на Юг, где армия генерала вела сражения с японскими пиратами.

Три года находились монахи в действующей армии, а вернувшись в Шаолиньсы, обучили около ста человек искусству ведения поединка с длинным оружием, в том числе с палкой " Этот факт опрокидывает устоявшееся мнение о том, что монахи обучали профессиональных воинов и на голову превосходили их в мастерстве. Одновременно это подтверждает нашу мысль: долгое время шаолиньские усэны были скорее старательными учениками у светских, в основном армейских, мастеров, нежели их учителями, а шаолиньское ушу формировалось под решающим влиянием светских и народных школ, но никак не наоборот. Подводя итог, скажем, что долгое время шаолиньское искусство было вполне заурядной, ничем не выделявшейся школой ушу, а слава Шаолиня держалась больше на легендах, чем на реальных фактах. Дабы не быть голословным, приведу еще один любопытный документ, относящийся к светской традиции боевых искусств того же времени. Юй Даю и Ци Цзигуан по результатам своих многочисленных путешествий составили большой список школ боя с палкой. Все школы были разделены на четыре категории в зависимости от их эффективности. В первую категорию попала "палка приморских городов Восточного моря", т.е. тех местностей, где население вело регулярные бои с набегами японских пиратов и бойцы реально представляли, что допустимо, а что неприемлемо в поединке. К первой категории была также причислены "палка поднимающейся змеи" и "палка цзывэй". Вторую категорию составили семейные школы "палка семьи Чжан", "палка с крюком Хэшу", "палка семьи Ню с Западных гор". А вот искусство "шаолиньской палки" попало в последнюю категорию наряду с "палкой уезда Цинтянь", "палкой области Бацзы" и "палкой семьи Сунь". Таким образом, техника "шаолиньской палки" была оценена более чем скромно. Дабы понять, как развивалась шаолиньская техника владения оружием, нам придется перенестись на несколько веков назад, в середину XIV в., период правления монгольской династии Уоань. В то время в Китае началось массовое антимонгольское движение. Наибольшую опасность для юаньского двора представляли отряды, объединенные названием Красных войск. Именно они привели в конечном счете на трон будущего императора китайской династии Мин ("Пресветлая") Чжу Юаньчжана.

Пострадал от китайских повстанцев (не от монголов!) и Шаолиньский монастырь, причем набеги Красных войск привели к самому крупному разрушению и разграблению Шаолиньсы за всю его историю. Монастырь практически опустел.. В такое время разрухи и упадка в Шаолинь пришел загадочный монах. Вид его был необычен - "всклокоченные волосыи, непокрытая спина и босой". Согласно хронике "Рассказы с гор Суншань" ("Шо Сун"), пришелец никому не назвал своего имени, ни с кем в разговоры не вступал и даже не присутствовал на коллективных медитациях, принятых в монастыре, предпочитая "индивидуальное созерцание" - даньчань. В течение нескольких лет он занимался хозяйственными делами в монастыре, в основном носил дрова для готовки пищи. Но вот однажды отряд "красных войск" подошел к стенам монастыря. Хроники даже называют точную дату этого события - 26 число третьего месяца 1352 г. Когда повстанцы готовы были ворваться в святую обитель и начали выламывать ворота, загадочный монах схватил в руки горящую палку и начал стремительно вращать ее перед собой, разгоняя врагов. В этот момент он вдруг вырос до десяти чжанов (около 30 м), "стал подобен одиноко стоящей горной вершине" и вскричал громовым голосом: "Я - правитель Кинара!". Повстанцы в ужасе бросились бежать, а монах неожиданно исчез Шаолиньские послушники сочли, что это к ним на помощь снизошел сам бодхисатва Кинара (кит. Цзиньнало). Он считался божественным небесным музыкантом, постоянно меняющим свой облик, но обычно представал перед людьми в виде человека с рогами. Приемы, которые якобы применял Кинара в той памятной схватке, были обобщены в нескольких комплексах боя с шестом, которые стали называться "Огненная палка" и "Шест темной руки". Как ни странно, в основе этой легенды лежит история вполне земного персонажа. Его мирское имя было Сюй Нало и по созвучию он получил монашеское имя Цзиньнало - Кинара.

"Хроники Шаолиньского монастыря" подтверждают, что он действительно был ответственным за поддержание огня для готовки пищи. Но помимо этого он блестяще владел многими видами оружия, распространенного в то время. Предпочитал он длинный посох и обучил своей технике многих монахов. За это его и прозвали "первопатриархом шаолиньской палки". Считается, что он ввел в практику монахов десятки коротких комплексов боя с палкой, в том числе "Палка шести взаимосоответствий" (люхэгунь), "Шесть связок ночной раздвоенной палки" (еча люхэ гунь) и многие другие, которые изучаются в Шаолиньсы и по сей день. До сих пор тренировки в бое с шестом проходят в Шаолиньсы перед "Залом Кинары", расположенном в правой части построек. Внутри зала - несколько огромных скульптур, изображающих свирепого Кинару с огненным шестом в руках. Можно проследить, как со временем сравнительно безыскусные, но вполне правдоподобные сюжеты об искусстве "шаолиньской палки" обрастали легендами из китайского фольклора и буддийской мифологии. Например, один из базовых комплексов шаолиньской палки монахам передал не кто иной, как злой дух, владыка тьмы Мара, откуда и пошло название комплекса - "Палка летящего Мары" (фэнма гунь). 30 основных приемов включают в себя удары по корпусу, по ногам, тычки в уязвимые точки. Особенно много атак проводится по коленям противника, чтобы лишить его возможности передвигаться. Уже в ту эпоху в монастыре выработался характерный вид боя с палкой, в арсенале которого отсутствовали сложные вращения палкой, показные и малоэффективные приемы. Безусловно, наибольшее влияние на становление техники "шаолиньской палки" оказало обучение монахов под руководством Юй Даю. Немало знаний об искусстве боя с шестами и копьями почерпнули монахи из трактатов великих мастеров и военачальников Ци Цзигуана и У Шу. В конце династии Мин, в XVII в., появился интересный трактат мастера У Шу "Способы боя с копьем из беседки Записок о грезах" ("Мэнлюйтан цяофа"). Вошедшие в него тексты приписываются то шаолиньским монахам, то тем светским инструкторам, которые преподавали в Шаолине. В любом случае трактат примечателен тем, что рассказывает о реальной технике Шаолиньского монастыря. Искушенный У Шу почерпнул у монаха по имени Хунчуань, которому приписываются тайные шаолиньские методы боя с копьем, восемь "материнских форм". Они рассматривались как "основа" (бэнь) и реализовывались в "шести искусных приемах" (люмяо), т.е. связках, которые считались "проявлением" основы, или ее "функцией", "методом использования" (юн). В дальнейшем процессе тренировок все приемы с копьем должны были сочетать с большим количеством передвижений или перемен позиций и, самое главное, с обманными действиями - "тремя типами хитростей".

На правах рекламы

Во время ЕВРО-2012 наверное трудно найти человека, который бы не слышал о футболе: по радио, телевидению, даже в маршрутка все только и делают, как обсуждают итоги матчей. Сейчас уже даже можно смотреть футбол онлайн и быть в курсе последних событий не отходя от компьютера.



Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу: