Стили и школы ушу Шаолинь
Монахи вступают в сражение
С начала династии Мин, т.е. с XIV в. и в течение почти двух столетий на приморские провинции Китая регулярно совершали опустошительные набеги японские пираты. В 1553 г. организованную борьбу с набегами было приказано возглавить одному из самых талантливых полководцев своего времени Ци Цзигуану (1528-1587). В его подчинении находились части регулярной армии, но их численность была явно недостаточна.
И тогда Ци Цзигуан обратил свой взор на местных знатоков ушу, многие из которых руководили отрядами местного ополчения. Назывались они "деревенскими войсками" и занимались в основном тем, что охраняли деревни от разбойников, сопровождали караваны с грузами, поддерживали порядок во время ярмарочной торговли. В XVIII в. эти отряды переросли в более серьезные формирования миньтуаней, которые сохранились до ХХ в.
Во времена Ци Цзигуана "деревенские войска" были невелики, каждый отряд включал от пяти до 100 человек. Но собранные воедино, они представляли из себя грозную силу. Он начинает рекрутировать наиболее известных бойцов по всему Китаю. В Хэнани, где находился Северный Шаолиньсы, существовало два больших отряда, взаимосвязанные между собой и насчитывавшие по 2-3 тыс. бойцов. Каждый отряд имел свою "специализацию" в зависимости от того оружия, которым владели его бойцы. Один из хэнаньских отрядов назывался "маохулу" - "бойцы с черными бородами". Его члены, костяк которых составляли угольщики (а отсюда и название), в основном владели коротким оружием и приемами рукопашного боя, поэтому и получили в народе название "Бьющие руки".
В провинции Шаньдун, где Ци Цзигуан также набирал себе воинов, деревенские войска использовали в поединках длинные шесты, поэтому носили название "Руки - длинные шесты", а в области Сучжоу прославились бойцы, стреляющие без промаха и поэтому называвшиеся "Руки - стрелы". Особой славой пользовали монашеские войска - сэнбин, состоящие по большей части из бродячих буддийских монахов. По традиции они звались "Шаолиньским воинством", хотя, как утверждают источники, собственно выходцев из Шаолиня в них никогда не было более двух-трех человек. Зачастую к ним примыкал различный бродячий люд, лодочники, угольщики, беглые солдаты. "Шаолиньское воинство" вместе с другими отрядами на территории Хэнани составляло внушительную силу - две-три тысячи бойцов. Впервые монашеское воинство начало фигурировать в рассказах о Шаолине после того, как монахи, по легенде, в начале VII в. помогли вернуть престол императору династии Тан Ли Шиминю. В X-XI вв. был создан специальный отряд из монахов-бойцов - "Отряд почитаемой победы".
Одновременно из юношей был сформирован "Отряд чистой победы". Правда, из хроник не очень ясно, для чего могли использоваться эти войска. Вместе с тем хроники рассказывают, что монахи неоднократно оказывали помощь уездным правителям в борьбе с разбойниками. Ци Цзигуан, хорошо зная отношение к шаолиньским монахам, сложившееся в народной среде, обратился к ним с просьбой о помощи. Наставники монашеского воинства выразили согласие, а сам отряд возглавил монах-боец Юэкун, чье имя означало "Месяц в небесной пустоте". С этого момента начинаются многочисленные исторические неясности. Например, трудно сказать, какова была численность этого войска. Средневековый автор Гу Тинлинь в хронике "Записи знаний о каждом дне" ("Жичжи лу") говорит, что за Юэкуном пошло более 30 человек.
По другим данным, их было 27, а некоторые авторы свидетельствуют о сотнях, а то и о тысячах монахов! Путаница происходила в основном из-за того, что "шаолиньским бойцом" не возбранялось объявить себя любому, кто присоединялся к "Шаолиньскому воинству". А в "Хрониках борьбы с японскими пиратами" ("Вэй бянь чжи") вообще можно прочитать о шаолиньских монахах, пришедших из провинции Шаньдун, т.е. оттуда, где Шаолиньского монастыря никогда не существовало Нелегко ответить и на вопрос о том, сколько в этом воинстве было собственно шаолиньских монахов. После изучения хроник того времени ответ будет неожиданным. Вероятно, всего лишь два человека: Тяньюань и сам Юэкун. И те сумели поссориться между собой, поспорив, кто же из них является "истинным" последователем шаолиньского искусства и соответственно должен возглавлять отряд. Тяньюань недвусмысленно обвинил Юэкуна в самозванстве, заявив: "Я являюсь истинным шаолиньским монахом. А ты откуда явился? Может быть ты хочешь стать выше меня?!. Но так или иначе, "монашеское" воинство, вооруженное исключительно железными монашескими посохами длиной более двух метров и весом около 15 кг, было сформировано. Оно участвовало более чем в ста сражениях с японцами. Владение таким оружием не оставляло сомнений в физической силе монахов и развеивало миф о том, что буддийский монах был человеком маломощным, занимающимся в основном духовными поисками.
Монахи-бойцы поразили в сражениях с японцами даже бывалых профессиональных воинов. Сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице, они вступали в сражение сразу с несколькими противниками. Однажды во время боя к Юэкуну подскочил, пританцовывая и вращая два меча, могучий японец. Монах в этот момент сидел, не двигаясь, погрузившись в созерцание. В тот миг, когда меч уже был занесен над его головой, Юэкун стремительно взвился в воздух и сверху ударил нападающего железным посохом, размозжив ему голову. Монахи участвовали более чем в ста сражениях с японцами.
Рассказывают, как в одном из боев на поле появился огромного роста японец, одетый в ярко красные одежды, который вращал перед собой меч с такой яростью, что никто из китайцев не решался к нему подойти. Лишь монах Чжиюань бросил ему вызов. Все замерли в ожидании исхода поединка двух мастеров. Монах избрал хитрую тактику, он прыгал по разные стороны от японца, не давая нанести ему прицельный удар. Внезапно Чжиюань резко опустил свой посох на руку японца и раздробил ему конечность. Отряд японцев, видя поражение своего лидера, бросился бежать, за ним погнались четыре монаха. Прижав противника к стене дома и крутя над головой посохи, монахи кричали: "Бандиты! Скоро вы встретитесь со своей смертью!". Но тут из-за стены выскочил многочисленные японцы, как оказалось, это была засада. Четыре монаха пали в неравном бою. Эти четыре усэна были одной из немногих потерь монашеского воинства, а имена смелой четверки - Цзысина, Цяньтана, Ифэна и Чжиюаня сегодня выбиты на одной из мемориальных стел в Лесу пагод перед Шаолиньским монастырем. Погиб и руководитель шаолиньских бойцов Юэкун. Враги, зная о том влиянии, которое он оказывает на бойцов, устроили ему засаду. В одной из хижин они положили связанную женщину, которая начала громко звать на помощь. Юэкун, услышав крики, вбежал в дом. Японцы, притаившиеся в одной из комнат, набросились на монаха и зарубили его. Вскоре армия Ци Цзигуана очистила от японских пиратов приморские провинции Чжэцзян, Гуандун и Фуцзянь. После этого легенды о Шаолине как "обители боевых искусств" стали особенно яркими и многочисленными. В "Уездных хрониках области Нинбо" (1553) мы читаем, что Шаолиньсы "своими бойцами прославился по всей Поднебесной". С той поры эта фраза сопровождает любое описание знаменитого монастыря.
Устали от шумного мегаполиса? Недорогие квартиры в Подмосковье привлекают не только своей ценой, но и загородной тишиной, чистейшим лесным воздухом. При всем при этом также присутствует удобная транспортная развязка и тщательно продуманная инфроструктура.