Информация об ушу
Так уж получилось, что стиль Танланцюань или «Стиль Богомола» стал одним из наиболее известных стилей ушу. Казалось бы, чему можно научиться у небольшого насекомого. То ли дело – тигр, лев, дракон, даже журавль. Тем не менее, на сегодняшний день этот стиль занимает не последнее место в числе популярных стилей ушу в мире.
Согласно одной из многочисленных легенд стиль Танланцюань, один из самых древних китайских стилей боевого искусства, начинал свой путь в Шаолине, а рассвет встретил в Шаньдуне, считающегося древней колыбелью китайской цивилизации.
Основоположником стиля Танла́нцюань считается Ван Лан, который, как гласит легенда, родился в семье крестьян и нигде не учился. Однако именно он сумел создать своеобразную и уникальную технику ударов, не прекращающихся ни на мгновение, технику кулачного искусства, которая очень удачно воплотилась в практическое применение.
Основой для создания очень простой и эффективной техники были, по легенде, наблюдения Ван Лана за поведением богомола – как тот атакует обреченную жертву, или же сражение двух богомолов. Многие существующие истории стиля наполнены красочными эпизодами неожиданной встречи Ван Лана с богомолом и о последовавшем за этой встречей озарением.
Многовековая история «Стиля Богомола» способствовала формированию множество различных вариантов, которые распространялись по территории Китая. Необходимо отметить, что созданный в наши дни спортивный вариант Танланцюань резко отличается от реального первозданного «Стиля Богомола». Впрочем – это, наверное, можно сказать о большинстве существующих в наше время стилях ушу.
Изначально этот стиль ушу называли просто Танланцюань. Затем разные мастера, дополняя стиль новыми элементами, создавали его новый вариант. К примеру, мастер Лян Сюэсян основал первый классический стиль - Мэйхуа Танланцюань или «Стиль Богомола Цветка Сливы». Ван Юнчунь стал основателем стиля - Цисин Танланцюань, что означает «Стиль семизвёздного богомола».
Как и многие стили ушу, боевой стиль Багуацюа́нь имеет несколько названий, близких по смыслу. Известны названия Багуачжа́н, что переводится как «Ладони восьми триграмм» или Багуацюа́нь, в переводе «Кулак восьми триграмм». Мастера стиля также используют сокращенное название – Багуа. Основу стиля составляют разнообразные движения ладонями, которые боец «Кулак восьми триграмм» совершает, передвигаясь по кругу.
Основателем стиля считается Дун Хайчуань из китайской провинции Хэбэй. существует две версии возникновения стиля. Согласно одной из них стиль был создан мастером Дун Хайчуань, основываясь на приемах местных стилей ушу. Другая легенда гласит, что стилю Багуацюа́нь мастер Дун Хайчуань обучался у живущего возле горы Цзюхуа даосского наставника Би Чэнся.
Основной отличительной чертой стиля Багуацюа́нь является что, что мастер «Кулака восьми триграмм» применяет боевые приемы, постоянно совершая круговые перемещения. Кажется, что связанные между собой движения переходят одно в другое. Поэтому не удивительно, что базовый метод тренировок предусматривает отработку боевой техники, передвигаясь по кругу.
В то же время, параллельно действуют школы Багуацюа́нь, где «хождения по кругу» есть самостоятельным, независимым упражнением, в то время как приемы боевой техники отрабатываются на прямолинейных дорожках. В этом нет ничего удивительного. Дифференцированный подход к каждому ученику, применяемый мастером Дун, внес некоторые изменения в ортодоксальный стиль, породив несколько вариантов стиля.
Самыми известными учениками мастера Дун Хайчуаня были Инь Фу, Ши Цзидун и Чэн Тинхуа. у каждого из них были свои варианты стиля. Первый из учеников, Инь Фу изучавший Багуацюа́нь более 10 лет, был известен еще тем, что обучал боевому искусству охранников вдовствующей императрицы Цыси. направление предлагаемое Инь Фунем предполагало использовать форму ладони, которую называли «ладонь — язык коровы». Основная тактика боя предполагала удары, наносимые с дальней дистанции, и «круговой шаг» использовался в основном, чтобы уйти с линии атаки и выйти на противника с неожиданного угла.
По мнению всех авторов исследований посвященных ушу «журавлиный» стиль был представлен еще шаолиньским монахом Цююэ в известном Кулаке пяти зверей, который принято считать фундаментом системы «кулачного искусства» Шаолиня. Именно Цююэ считается автором «Уцюань цзинъяо» («Утонченных требований к пяти кулакам»), одного из самых пространных шаолиньских канонов ушу.
Эти тексты раскрывают систему боя основанного на повадках пяти представителей дикой природы: леопарда, тигра, змеи, дракона и журавля. Отказавшись детально подражать зверям, монах сохранил лишь образ и общие характерные движения: ярость прыжка тигра или змеиную гибкость змеи и т. п.
Кулак журавля, согласно этому произведению, пестуя цзин («семя»), требует отличной координации и согласованной работы всех частей тела. Длительными тренировками в Кулаке журавля достигается спокойствие и незамутненность сознания, обеспечивается контроль потоков внутренней энергии.
Сказанное полностью можно отнести и к представителям Фучжоуского Кулака журавля: Сухэ-цюань, что означает Кулак спящего журавля и Шихэ-цюань или в переводе, Кулак журавля, клюющего пищу.
Основателем одной из ветвей Кулака журавля - Сухэ-цюань, или Кулак спящего журавля, считают монаха Цзюэцин проживающего в монастыре Шимэнь-сы. Предания гласят что, досконально разработав Сухэ-цюань, монах передал его некоему Линь Чжуаньу, проживавшему в то время в Фучжоу, и ради изучения нового стиля согласившегося затворится в Шимэнь-сы на долгие пять лет.
После овладения стилем Кулак спящего журавля, Линь ушел из монастыря и, вернувшись в Фучжоу, открыл свой «двор» ушу для обучения новому стилю. Название стиля определено его основными тактическими приемами. В сражении с целью обмана противника и чтобы усыпить его бдительность, бойцы Кулака спящего журавля изображают крайнюю пассивность, то есть «журавль спит», и нерешительность, но стоит только противнику раскрыться, как следует неожиданная и решительная атака.
«Подражай полету, прыжкам,
расправлению крыльев,
хлопанью крыльями,
походке и стоянию журавля».
Из наставлений стиля Фэйхэ-цюань
Предания приписывают создание стиля ушу Фэйхэ-цюань, или Кулак летающего журавля, который является одним из «журавлиных» стилей, жителю деревни Шанчжоу Сячжэн некоему Чжэн Цзи. Также по преданиям известно, что Чжэн Цзи обучался цюаньфа не то у самого третьего патриарха Кулака белого журавля Чжэн Ли, не то у одного из учеников последнего.
Также известно и о другой ветви стиля Кулак летающего журавля, родословная которой начинается с буддийского монаха Шимина, который проживал в обители Дингуан-сы находившейся в Фучжоу на горе Тайшань.
Отличием Фэйхэ-цюань от остальных «журавлиных» стилей есть то, что этот стиль больше внимания уделял подражанию журавлю. Согласно наставлениям мастеров стиля ученики должны были подражать полету журавля, его прыжкам и расправлению крыльев, как журавль хлопать крыльями, ходить и стоять. Для имитации полета птицы, последователями Фэйхэ-цюань совершаются высокие прыжки.
Становясь на одну ногу или перепрыгивая с ноги на ногу, разводя руки в стороны, словно взмахивающая крыльями птица, держа при этом расслабленными руки и тело, бойцы Кулака летающего журавля накапливают энергию и силу перед ударом. При этом они, как и бойцы Кулака отряхивающегося журавля используют цзунцзинь («усилие встряхивания»). Выполняя таолу, быстро кружа по большой площадке, ученик как бы летит как журавль. Собственно, отсюда и пошло название стиля - Кулак летающего журавля.
Базовая стойка стиля - пинма, предписывает стоять с сильно повернутыми внутрь, навстречу друг другу, коленями. Чрезвычайно богата техника рук. Каждый удар и каждый блок выполняется с применением дань-доуцзинь («упруго-встряхивающего усилия»), рождающегося в пояснице и достигающего кончиков пальцев. Как гласят наставления стиля: «чу (прикосновение) подобно бянь (изменению), фа (выброс) подобен цзянь (выстрелу), цзи (удар) подобен удару nao (пушечного ядра)».
История фуцзяньського стиля Цзиньши-цюаня или Кулак золотого льва довольно своеобразная. И совсем не наличием множества других названий, среди которых Ши-цюань, Шицзы-цюань (Кулак льва) и Шисин-цюань (Кулак львиной формы), Шицзыфа, Шифа (Стиль льва) и Шичжуан (Львиные столбы), и даже довольно многословное Фучжоу ваньшоуцяо шифа, что в переводе означает Фучжоуский стиль льва с Моста долголетия.
С одной стороны, согласно преданиям, Кулак золотого льва является чуть ли не старейшим стилем ушу, так как его считают одной из веток стиля Вэйто-мэнь, который будто бы практиковали еще монахи с Южного Шаолиня. А время появления этого стиля легенды относят к эпохе Южная Сун, в период от 1127 до 1279 годов.
Но с другой стороны львы даже в очень древние времена для Китая были диковинкой, что подтверждается отсутствием его изображения в китайском творчестве тех времен. Больше всего льва для китайцев открыли последователи Будды, где лев представлен как защитник для Буддийского Учения.
Некоторую специфичность стилю придает и огромная популярность танца льва, уникального сплава танца, боевой практики и ритуала. Во время «львиной игры» два человека под покрывалами похожими на шкуру льва исполняют сложную смесь танца с акробатическим представлением. Особую сложность придает танцу льва то, что один из них, одев маску льва, управляет передними лапами, а второму достается роль туловища и задних лап. Вызывает удивление, как им удается так изумительно координировать свои действия, не обращая особого внимания ни на громкую музыку, ни на взрывы петард, выполняя сальто или прохаживаясь по канату.
Весьма популярным животным в китайской мифологии есть Дракон. Поэтому совсем не случайно «драконьи» приемы есть в арсенале многих стилей ушу. Это и Шаолинь усин-цюань, что означает «Шаолинский кулак пяти форм», или согласно другому названию Шаолинь уцюань, то есть «Пять кулаков Шаолиня», Шаолинь цзиньганчань цзыжань мэнь, что значит «Шаолиньский стиль естественности алмазного созерцания», и гуандунский стиль Хунцзя-цюань или «Кулак семьи Хун», а также «Кулак пяти животных» - Уцинь-цюань.
Однако фуцзяньский Лун цюань — «Кулак дракона», является самым известным «драконьим» стилем. Этот стиль также известен как «Кулак формы дракона» (Лунсин-цюань), «Кулак поклонения дракону» (Лунцзун-цюань) и «Столбы дракона» (Лунчжуан).
По популярности среди стилей ушу Кулак дракона вместе с Кулаком тигра занимали второе место в области Фучжоу после Кулака журавля.
История фуцзяньского Лун цюань, согласно легендам, насчитывает уже более трехсот лет и основание этого стиля приписывается монаху по имени Чжушань из монастыря Шаолинь-сы, находившегося по преданию в области Цюаньчжоу, что в провинции Фуцзянь.
Технику стиля Дракона на протяжении трех лет передавал Чжушаню монах-воин (усэн) по имени Течжу — «Железная драгоценность», который в Южном Шаолине поселился после прихода из легендарного Северного. Таким образом, Лун цюань согласно преданию, берет свое начало от славного хэнаньского Шаолиня, который считается колыбелью всего ушу.
Некоторые авторы исследований стилей ушу истинным основателем фуцзяньского Кулака дракона называют ученика Чжушаня Пэн Дэчэн, который отыграл большую роль в дальнейшем развитии этого стиля. По их утверждениям, Пэн Дэчэн провел значительную ревизию Лун-цюань: введя значительное количество всевозможных передвижений, он одновременно исключил сложные удары ногами и прыжки. Тактика «кулачного искусства» Кулака дракона, которую проповедовал Пэн, заключалась в работе «вторым номером», то есть на контратаках.
Он обобщил и объединил всю технику стиля в два комплексах: «мягкий», называвшийся Чжишан цинси («Прямое восхождение в голубую долину») и «твердый» — Тайцзы юлунмэнь («Врата странствующего дракона наследного принца»). Предположительно, Лун-цюань, который проповедовал мастер Пэн, был предназначен для низкорослых бойцов, сражающихся против более высоких и сильных соперников.
Кулак дракона лишен каких-либо украшений, пустых ненужных движений, его приемы хоть и кажутся безыскусными, но являются наполненными, целиком ориентированными на реальный бой.
«Наноси удар, будто бьешь железом;
выпускай когти, словно тигр бросается на добычу»
Из наставлений школы Хусин-цюань
История зарождения стилей ушу возникших в давние времена, времена, когда еще не было средств массовой информации, не говоря уже об Интернете, передавались потомкам в преданиях и легендах. Нередко при этом возникало несколько вариантов историй рождения того или иного стиля. Не стал исключением и стиль Хусин-цюань – «Кулак формы тигра», о возникновении которого предания также рассказывают по-разному.Да и названия у этого стиля есть разные - Хучжуан — «Столбы тигра», Хуцзунь — «Поклонение тигру» и Юнфу Хуцзунь — «Поклонение тигру из уезда Юнфу», по названию уезда Юнфу, который считается родиной стиля. Может показаться, что иероглиф цзунь («поклонение», «почитание») означает не стиль ушу, а какой-то религиозный культ или тотемизм. Но мастера Кулака формы тигра вкладывая в название «Хуцзунь» другой смысл, совсем не молятся тигру. Для них тигр – самое почитаемое животное, царь зверей, а техника этого стиля «кулачного искусства» имеет «тигриную форму».
В соответствии с одним вариантом стиль Хусин-цюань был передан жителю деревни Фукоу буддийским монахом, который якобы переселился в Южный Шаолинь из Северного.
Другой вариант предания гласит, что Кулак формы тигра разработал сам Ли Юаньчжу, занимавшийся цюаньфа с детства. Овладев Ню-цюань (Кулаком быка), Ши-цюань (Кулаком льва) и другими стилями он применил полученные знания для разработки первого таолу Хусин-цюань, которое является «Матерью» Хуцзунь-цюань му (Кулака поклонения тигру). Именно благодаря Ли Юаньчжу техника «кулачного искусства» приобрела «тигриную форму», которая в дальнейшем непрерывно совершенствовалась и развивалась несколькими поколениями мастеров, что, несомненно, обогатило Кулак формы тигра досконально разработанной теорией и практикой.
Стиль ушу Минхэ-цюань, что в переводе означает - «Кулак кричащего журавля», является одним из пяти «журавлиных» стилей «Фучжоуского кулака журавля», названных так по названию области Фучжоу. Каждый из этих стилей имеет разную историю возникновения, отдельные черты. Но все их роднит единство самых важных принципов, приемов и методик.
Во всех пяти «журавлиных» кулаках используется одна и та же базовая стойка - саньчжань, для которой характерным есть подворот стоп вовнутрь. Говоря, что лошадь ступает тремя углами, мастера «журавлиного» стиля очевидно, имеют в виду то, что в стойке саньчжань стопы бойца образуют треугольник. Однако, существуют варианты «журавлиных» кулаков, в которых стопы расположены параллельно. В этой стойке анус втянут, бедра сжаты.
Удары в «журавлиных» стиля предполагают активное использование особого «усилия отряхивания» — цзунцзинь, которое рождаясь в стопах, передается всему тело. Мощное яо шэнь («встряхивание туловища») и цзюнь («вздыбливание» лопаток) придают удару мощный импульс.
Боевая изготовка, как и использование отводящих защит, предполагает сведение локтей к центру, для максимальной защиты туловища от ударов противника. Мастера стиля учат: «При «поглощении», то есть, при защите, локти смотрят вниз, то есть, свешиваются, а не в стороны».
На практике техника рук Фучжоуского кулака журавля реализует теорию взаимопорождения пяти первоэлементов и их взаимопреодоления: цзинь (металла), му (дерева), шуй (воды), хо (огня) и ту (земли). Металл порождает воду и побеждает дерево; а вода порождает дерево и побеждает огонь, дерево порождает огонь, но побеждает землю, огонь порождает землю и побеждает металл, земля порождает металл и побеждает воду. Принципу взаимопорождения и взаимопреодоления первоэлементов также соответствуют и комбинации приемов.