Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Рекомендации, необходимые для освоения нань-цюань

Рассмотрим несколько рекомендаций для изучающих стиль нанцюань.

НанцюаньГолова
При прямом положении головы выпрямить шею и сосредоточиться, сохраняя спокойное выражение лица. В то время как тело находится в состоянии покоя, взгляд сосредотачивается на руках или ногах. Возможно и устремление взгляда вперед. При переходе тела в состояние движения, основная задача глаз – следить за положением рук, помогая тем самым достичь максимальной слаженности, гармонии и согласованности движений и взгляда.


Корпус
Спина и грудь. Спина выпрямлена, талия опускается вниз, а грудь выставляется вперед, выпячивается. Если имеет место преобладание работы руками, то сочетание выпяченной груди и опущенной талии очень важно. Это относится ко всем стилям нань-цюань. Южный кулак характеризуется большим количеством коротких ударов. Для того, чтобы проводить такие серии ударов наиболее выгодное положение – вытянутая ровная спина и приподнятая грудь. Не допускается ссутуливание, сгибание спины и вогнутое положение груди.


Поясница и таз
Эти части тела призваны обеспечить свободное вращение корпуса в области поясницы и подвижное, не зажатое положение таза. При необходимости такое положение позволяет к общим усилиям приплюсовать и силу поясницы. Вращательные движения талии позволяют увеличить скорость удара, а также способствует собрать и сконцентрировать силу тела в одной необходимой точке. Если при этом таз остается незажатым, то повышается устойчивость центра тяжести.

Подробнее...

Нан-цюань как одно из самых массовых направлений ушу.

Наиболее распространенное в южной части Китая и одно из наиболее древних направлений ушу, возраст которого насчитывает более четырех Нан-цюаньвеков, так и называется - южный кулак или нань-цюань. Он упоминается в созданных примерно в XVII веке «Малоизвестных записках»: « Во время династии Мин существовало одиннадцать школ кулачного боя (бокса) и семнадцать школ фехтования на копья». Самыми известными школами «Записки» называют наряду с нань-цюаньи чжаоцзя-цюань, гоугуа-цюань и пигуа-цюань.

Упомянутое в книге направление нань-цюань считается одним из самых массовых не только там, где оно появилось, на севере страны, но и во всем Китае. При этом разные районы привносят в направление что-то свое. Огромную популярность нань-цюань получило в провинциях Цзянсу и Цзянси, Чжэцзян и Гуандун, Хэнань и Гуанси, а также в Хунань и Фуцзян.

Провинция Гуандун создала целых пять ответвлений направления нань-цюань, среди которых мастера наиболее полным, гармоничным и обладающим скомпонованной системой называют цайлифо-цюань. Отстальные (люцзя-цюань, лицзя-цюань, хунцзя-цюань и моцзя-цюань) в этом отношении уступают. Цайлифо-цюань включает в себя тридцать девять таолу-комплексов без применения оружия и тридцать два – с его применением, восемнадцать комплексов на сваях и двадцать две парных варианта таолу. Итого более ста десяти!!! Направления куньлунь-цюань, юн-чунь, юэцзя-цюань, ся-цюань, чжуцзя-цюань, лун-син, фо-цюань, бай-мэн, дяцзя-цюань, нань-чжи, фо-цюань и жу-цюань известны меньше.
Отличительными чертами гуандунского южного кулака называют мощь и храбрость. Древние мастера этого направления учили своих преемников такими словами: «Кричи, а сразу же после перемены ситуации наноси удар кулаком, и горные вершины тут же рухнут».

Подробнее...

Тунбэй-цюань. История появления и становления стиля. Знаменитые мастера

Одинаковое произношение названия часто бывают причиной путаницы. Так произошло и с названием стиля «тунбэй-цюань». Идентичное Тунбэй-цюаньпроизношение при различном написании названий нескольких стилей сбивает с толка даже самих китайцев. Для того, чтобы как-то все же различать эти стили было принято в русском варианте именовать один из них «тунбэй-цюань», а второй – «тунби-цюань». Правилам китайского языка эта небольшая вольность не противоречит. Иероглиф, общий для обоих случаев, «тун», переводится как «сквозь». Тот стиль, которому решено было вторую часть оставить как «бэй» («подготовка»), соответственно имеет дословный перевод «кулак сквозной подготовки».

Самое раннее упоминание об этом стиле было сделано в книге мастера Фэй Цинхуань «Тунби-цюань лунь», о которой наши современники узнали из изданного при династии Цинн труде «Записки о тунби-цюань» («Тунби-цюань пу»). В нем говорится, что знаменитый мастер в своей книге связал смысл иероглифов «Тунбэй» и их написания я правилами ведения кулачного боя. Именно по этой книге, по-видимому, можно определить природу связи понятий «Тунбэй» и «Тунби» - оказывается, что причиной тому является иероглиф, обозначающий слово «рука». Он может читаться и как «бэй», и как «би». Впрочем, Фэй Цинхуань не только описывал в своей книге лингвистические тонкости. Его детищем можно назвать пять дорожек тунбэй-цюань. Все это происходило во время династии Мин, правящей под девизом «Вань Ли».

Подробнее...

У истоков ушу: Уданьшаньская и Эмейшаньская школы.

Существует мнение, что стили ушу, зародившиеся и развивающиеся в Шаолине, относятся больше к «жестким» и «внешним», в то время как стили, Уданшаньвозникшие в свое время в Уданьшаньских горах больше «внутренние» и «мягкие». В основном это мнение сформировалось под влиянием внешней формы движений, присущей именно большинству направлений Уданьшаньской школы. Они отличаются округлостью и плавностью движений, гармонией внешнего и внутреннего, умением двигаться и пребывать в покое, пребывая в покое одновременно оставаться настороже.

Возможно, именно такие движения сформировались под влиянием идей даосизма, проповедующих спокойствие и созерцание, отсутствие деяний, а также уделяющих большое внимание достижению долголетия через поддержание здоровья. Достаточно напомнить только о даосских «пилюлях долголетия». И это не удивительно. Ведь Уданьшаньская школа ушу зародилась в горах Уданьшань, издавна считавшихся святыней даосизма. Стиль Уданцюань больше внимания акцентирует не на освоении боевых комплексов упражнений, а на системной методике поддержания физического и психического здоровья, оздоровления организма, включая профилактику и борьбу и с обычными и с психическими заболеваниями.

Своими боевыми принципами и техникой подхода Уданьшаньская школа во многом заметно отличается от «жестокости» Шаолиньской школы боевого искусства. Как уверяют исследователи кулачного искусства, Уданьшаньская школа в настоящее время насчитывает около 60 стилей кулачного боя. Количество боевых приемов с применением различных видов оружия в Уданьшаньской школе превышает несколько десятков. В древние времена даосские монахи отличались уединенной жизнью, проводимой в изоляции от внешнего окружающего мира. Твердо придерживаясь политики ненападения, свои тренировки они направляли именно на отработку приемов самозащиты.

Подробнее...

К истокам кулачного искусства: Шаолиньская школа ушу.

Существует два основных способа классификации школ ушу. Первый способ определяет место возникновения школы, второй – по технике боя. В Шаолиньская школа ушукитайской истории боевых искусств особое место занимают три традиционные школы, сформировавшиеся 600 лет назад. Самой известной среди них является Шаолиньская школа ушу.

Свое название школа получила от названия монастыря Шаолиньсы, расположенного в горах Суншань провинции Хэнань. Стиль кулачного искусства, отточенный монахами Шаолинського монастыря на протяжении многих веков, воспетый в легендах и преданиях до сих пор вызывает неподдельный интерес.

Ошибочным является мнение о том, что шаолиньский стиль представляет собой что-то застывшее и однообразное. Каждое следующее поколение выдающихся мастеров вносили что-то новое, обогащая комплексы упражнений (таолу) новыми элементами. Шаолиньская школа широко представлена северным и южным течениями, в которых насчитывается не менее семисот комплексов формальных упражнений.

В то же время, разнообразие комплексов упражнений и богатство их содержания объединено и подчинено определенным практическим и теоретическим постулатам, остающимися нерушимыми на протяжении всего времени существования Шаолиньской школы. Во множестве стилей в свою очередь выделяются «внутренние» (нэйгун) и «внешние» (вайгун), «жесткие» (ингун) и «легкие» (цингун), «цигун» и т.п.

Основой «внутренних» стилей является накопление эссенции «цзин» и управление циркуляцией внутренней энергии «ци». Практически «нэйгун» помогает поддерживать жизнедеятельность организма, функции внутренних органов и обмен веществ. Буддийские методы тренировки способствуют внутреннему укреплению организма и закалке духа.

 

Подробнее...

Китайское ушу: мифы и реалии древнего кулачного искусства.

Как часто мы с вами восхищались и продолжаем восхищаться, наблюдая за сверхъестественными способностями выдающихся мастеров Древнее кулачное искусство - ушукулачного искусства на экранах телевизоров. Согласитесь, у людей прямо скажем далеких от боевых искусств, знания о них формируются исключительно на основе современных китайских боевиков.

Но, как известно настоящая реальность зачастую очень далека от чудес и мистики, которую демонстрируют бойцы ушу в кинофильмах. Что в этих фильмах правда, а что выдумка. Действительно ли мастера ушу умеют летать, бесконечно долго сражаться и всегда побеждать своих врагов.

Ответы на эти и еще множество вопросов можно обнаружить, только обратившись к традиционным истокам ушу. Поиски и исследования не скованные пространственными ограничениями, временными рамками, предоставляющие возможность изучения всей системы культурных символов Китая, позволяет говорить о нескольких интересных особенностях возникновения и развития ушу.

Во-первых, появление ушу первоначально носило исключительно прагматический характер. Изначально основной целью кулачного искусства была борьба с недружелюбными представителями фауны и с природными явлениями.

Во-вторых, ушу не является исключительно боевым искусством, рассказывающим как победить противника. Это уникальная смесь кулачного искусства и древней китайской философии, без изучения которой нельзя постичь секреты боевого мастерства.

 

Подробнее...

История, неизвестные аспекты и теории Тайцзицюань.

Теория тайцзицюаньПрактически все дошедшие до нас стили ушу претерпели более или менее существенные изменения. Одним из них еще присущи черты боевого кулачного искусства, другие уже полностью переродились в мирные оздоровительные упражнения. Происхождение множества стилей до сих пор служит поводом для споров между исследователями и поклонниками. Не является исключением и Тайцзицюань. В последнее время масса литературных источников в Китае утверждает, что именно стиль Ян произошел от древнего даосского тайцзи и полностью отвечает формам и принципам данного стиля кулачного искусства.

Другие исследователи категорически возражают, утверждая, что основоположником Тайцзицюаня является Чэнь Вантин. Кстати, с момента приезда в Пекин Чэнь Факэ, выдающегося мастера и учителя этого стиля, и до недавнего времени ни у кого не возникало и капли сомнений в том, что стиль Ян произошел от стиля Чэнь. А любые попытки оспорить эту истину заканчивались полнейшим провалом.

Впрочем, это и не удивительно, так как материалов подтверждающих любую из версий происхождения того или иного стиля ушу, явно недостаточно. Относительно Тайцзицюань, его историю можно условно разделить на два этапа – до Чэнь Чансина и после него. Как раз отрезок времени до Чэнь Чансина предстоит еще исследовать, так как доступные документальные источники не позволяют сделать окончательные выводы. Основной вывод, который можно сделать сегодня заключается в утверждении, что ни Чэнь, ни Ян не отвечают в полной мере даосскому Тайцзицюань, хотя все же имеют некоторые похожие элементы.

Например, усилие Ань выполняется в даосском тайцзи, так же как и в силе Чэнь, в полуфронтальной позиции и вниз, что совсем не похоже на выполнение этого усилия в стиле Ян и стилях, производных от него. Подтверждением тому может послужить изображение позиции Ань, являющейся одним из восьми самых важных усилий Тайцзицюань, в книге «Удан Саньфе Тайцзицюань», написанную монахом Лю Сычуанем, практикующим даосское тайцзи. Стиль Ян предполагает выполнение усилия Ань во фронтальном положении, направление его не вперед – вниз – влево, а фронтально вперед.

 

Подробнее...

Выдающиеся мастера кулачного искусства стиля Тайцзицюань семьи Чэнь.

Кулачное искусство стиль Тайцзицюань дошло до нашего времени через семью Чэнь. Считается, что именно эта линия традиционной передачи Тайцзицюань в плане передачи мастерства является наиболее выраженной. Хранителем стиля Тайцзицюань, чье имя сбереглось с течением времени, по праву считается Чэнь Чансин, который передал секреты стиля по семейной линии.

Чэнь Чансин (1771 – 1853 гг.)
Чэнь ЧансинИзвестный мастер Тайцзицюань Чэнь Чансин (второе имя Юньтин), родился в 1771 году в небольшой деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь, что находится в провинции Хэнань. Известно, что он являлся представителем рода Чэнь в 14-м поколении. В раннем детстве он также унаследовал учение о Тайцзицюань и с тех пор неустанно, в упорных и тяжелых тренировках изучал секреты стиля, посвящая ему каждую свободную минуту. С годами его мастерство достигло необычайных высот.

Согласно преданиям Чэнь Чансина особо выделяли прямая постановка корпуса, безупречная осанка и величественная сила. Когда он наблюдал за уличными представлениями на площади, толчки, нажимания, толкотня или столкновения не могли повлиять на его поступь. Непоколебимость его положения, стоящего скрестив руки и наблюдавшего за представлением, создавало ответную волну. Казалось, что нет силы, способной сдвинуть его с места. Благодаря этому он заслужил почетное звание «Господин таблицы предков», что означало образ мастерства подобный достижениям древности и заслуживающий глубокого почитания.

Длительное время Чэнь Чансин работал профессиональным охранником, сопровождал грузы в Шаньдун и прославился в боевом искусстве. Мастер Чэнь считается реформатором Тайцзицюань, создавшим первую и вторую формы стиля, заложив тем самым мощную основу для распространения и развития стиля Тайцзицюань. В основе новых форм стиля Чэнь Чансин использовал формы-таолу предков, обобщив лучшее из них, основываясь на свой воинский опыт.
Как истинный Учитель он не ограничивался только обучением учеников своего рода. Открыв школу стиля Тайцзицюань, Чэнь Чансин с открытым сердцем передавал свои знания, стараясь распространить искусство Тайцзицюань по всему миру. Один из его учеников, Ян Лучань достиг высокого мастерства, создал впоследствии свой собственный стиль Ян Тайцзицюань. Мастер Чэнь известен также тем, что написал трактаты «Десять важных рассуждений о Тайцзицюань», «Важные речения об использовании воинского аспекта Тайцзицюань», «Главы о схватке Тайцзицюань» и много других. 

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе