Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Основные школы китайского ушу: Шаолиньская, Уданшаньская и Эмэйшаньская

Китайское ушу славится богатым культурным прошлым, а также насчитывает сотни стилей и школ. Можно выделить несколько способов классификации данных школ: по центрам возникновения выделяют Шаолиньскую, Уданшаньскую и Эмэйшаньскую школы; по технике боя различают бои с применением оружия, кулачное искусство, различные виды единоборств, дыхательную гимнастику и так далее.

Стоит отметить, что к кулачному искусству относятся такие направления, как «Чанцюань», «Тайцзицюань», «Синъицюань» и многие другие.

Сформировались три основные традиционные школы китайского ушу еще свыше 600 лет назад. Как мы уже говорили, - это Шаолиньская, Уданшаньская и Эмэйшаньская школы.

Шаолиньская школа ушу

Шаолиньская школа ушу

Стоит отметить, что Шаолиньская школа, несомненно, стала известной благодаря монастырю Шаолиньсы, который по сегодняшний день находится в провинции Хэнань. Именно эта школа насчитывает наибольшее количество стилей и направлений. Шаолиньская школа включает в себя более 700 комплексов формальных упражнений. Делится школа на южное и северное течение по месту расположения монастырей.

Шаолиньская школа характеризуется многочисленными комплексами упражнений, богатым содержанием, а также единством теоретических и практических постулатов. Все стили, в целом, можно разделить на «внешние», «внутренние», «легкие» и «жесткие».

Стоит отметить, что в «легких» стилях оттачивают мастерство бега, кувырка и прыжка. «Внешние» и «жесткие» стили направлены на закалку и тренировку определенных частей тела, чтобы придать им необычайную энергию, силу и гибкость. «Внутренние» стили направлены на управление циркуляцией «Ци»-энергии, а также накопление «Цзин»-эссенции.

Шаолиньское мастерство включает в себя «звериные стили», приемы кулачного боя, бои с применение короткого оружия, деревянных палок, пик и другого оружия.

Несомненно, шаолиньский кулачный бой демонстрирует гибкость и силу, но за его показной жесткостью скрывается мягкость.

Стоит отметить, что китайцы нередко прибегали к шаолиньскому искусству владения палкой на протяжении времен правления многих династий. Такой палкой можно нанести обрушивающие, колющие, рубящие, тычущие, а также сметающие удары. Кроме того, ей также можно нанести вращения, удушения, дразнящие, обводящие, ковыряющие, подцепляющие, связывающие, а также блокирующие действия.

Работа с палкой требовала высокой координации, особой натренированности рук и слаженности движений. Палка и тело должны выступать единым целым. Боец, который хочет нанести удар такой палкой, должен действовать четко, решительно и быстро. Данная техника не только помогает одолеть даже самого сильного противника, но и эффективно укрепляет здоровье бойца.

Подробнее...

Багуачжан направления Чэна Тинхуа – сплав Багуачжан и Шуайцзяо.

«Добро и себе и миру можно сделать

только сердцем постигнув

истину кулачного искусства».

Чэн Тинхуа

Чэн ТинхуаОдним из самых знаменитых учеников основателя стиля Багуачжан Дун Хайчуаня был Чэн Тинхуа. Биография мастера Чэна схожа с биографиями многих знаменитых матеров ушу.

Родился Чэн Тинхуа в 1848 году в уезде Шэньсянь, расположенном в провинции Хэбэй. Смолоду увлекся Шуайцзяо и Шаолиньцюань, отдавая изучению стилей все свободное время. В мире боевых искусств получил прозвище «Очковый Чэн, обладающий волшебной силой», так как зарабатывал на жизнь, изготавливая и продавая очки.

Став учеником Дун Хайчуаня мастер Чэн начал обучатся искусству этого стиля, будучи уже прославленным бойцом Шуайцзяо, много лет посвятившим борьбе и рукопашному бою. Возможно, именно поэтому в разработанном им направлении заметно стремление как можно быстрее сблизившись с противником, выйти ему за спину.

Высказываясь об искусстве Багуачжан, мастер Чэн Тинхуа говорил, что согласно Пути Восьми триграмм вращение тела напоминает скручивание шелковичной вьющейся нити. Хотя внешне вращается только тело, но внутри также происходит скручивание. Хождение ученика по кругу подобно вращению земного шара вокруг солнца. Перетекание твердого в мягкое непринужденное и неудержимое, как речной поток.

Бойцы стиля Багуачжан направления Чэн Тинхуа выполняют предложенные им комплексы на большой скорости, стараясь при этом достичь непрерывности движений. Основное положение ладони представляет собой «ладонь - когти дракона». В этом положении вся ладонь округлая, центр ладони втягивается, пальцы загибаются, а большой палец выставляется вперед. Бойцы при перемещениях используют «шаг человека скользящего по грязи».

 

Подробнее...

Багуачжан Лян Чженьпу - стиль традиционного китайского ушу.

Багуачжан Лян ЧженьпуСтиль Багуачжан, известный еще под названием «Ладонь восьми триграмм» относится к основным школам традиционного китайского ушу. Первые письменные воспоминания о Багуачжан тесно связаны с Дун Хайчуанем, из-за чего его считают основоположником этого стиля. По преданиям Дун Хайчуань является уроженцем деревне Чжуцзяу, что находится в уезде Вэньань провинции Хэбэй (ранее - Чжили).

С детства изучая боевые искусства, он странствовал, разыскивая мастеров живущих в глуши, до тех пор, пока не повстречал даоса живущего в провинции Аньхой на горе Цзюхуашань. Дун Хайчуань с помощью даоса овладел искусством «поворачивания ладоней в движении по кругу», а затем возвратившись в Пекин, начал преподавание кулачного искусства.

Во время обучения мастер Дун применял разный подход к преподаванию стиля Багуачжан в зависимости от природных задатков и способностей учеников. Возможно, именно поэтому в Багуачжан возникло немало различающихся стилей.

Самым младшим и самым любимым учеником Дун Хайчуаня был Лян Чженьпу. Изучать боевые искусства Лян Чженьпу начал еще в родной деревне, и первым освоенным им стилем был «Таньтуй», или «Пружинящие ноги».

Вскоре Лян отправился к отцу в Пекин, где отец помог ему стать учеником Дун Хайчуаня. После смерти учителя Лян Чженьпу продолжил совершенствовать свое мастерство у таких знаменитых мастеров стиля Багуачжан как Чэн Тинхуа, Лю Фэнчуня, Инь Фу, Чжан Чжанкуя, и других.

После смерти родителей Лян в совершенстве овладевший стилем Багуачжан, внеся в него свои элементы, начал самостоятельно преподавать боевые искусства. Можно говорить, что с тех пор появился стиль Багуачжан Лян Чженьпу.

Основное место в тренировках стиля Багуачжан Лян Чженьпу занимает тренировка внутреннего. Считалось, что к изучению внешних аспектов боевого искусства можно было приступать только тогда, когда тело становилось крепким внутренне.

 

Подробнее...

Внутренний стиль боевых искусств Китая - багуачжан семьи Фу.

Истоки стиля Фу уносят нас к тем временам, когда жители небольших деревушек старого Китая не имея защиты со стороны властей от грабителей, должны были сами заботиться о безопасности своих семей. Стало традицией нанимать мастеров ушу для защиты деревушек от бандитских шаек.

Фу ЧжэньсунТак поступили и жители деревушки Ма По, что в провинции Хэнань, наняв мастера Чень Яньси, владеющего стилем Чень Тайцзицюань. Посвятив несколько лет обучению боевому искусству жителей Ма По, мастер Чень возвратился домой. На его место в деревню пришел Чиа Фэнмин, знаменитый мастер багуа.

Годы проведенные в Ма По этими великими мастерами ушу не прошли бесследно для одного из жителей деревни - Фу Чжэньсуна. Шестнадцатилетним парнем, начав обучаться мастерству кулачного искусства у мастера Чень, а затем, продолжив овладевать мастерством ушу под руководством мастера Чиа, Фу Чжэньсун постепенно превращался в лучшего практика боевых искусств в деревне Ма По.

Будучи в возрасте 28 лет, Фу Чжэньсун сам защитил родную деревню от бандитов. По легендам из ста налетчиков Фу в одиночку убил то ли двадцать, то ли сорок бандитов вместе с их главарем. Тридцатилетним Фу Чжэньсун отправился в путешествие по северному Китаю, постигая тайны кулачного искусства, передавая свои знания и перенимая мастерство других.

Как свидетельствует множество документальных источников, в 40 лет Фу Чжэньсун, победив многих специалистов боевых искусств, прославился своим мастерством и стал очень знаменитым. В этих путешествиях судьба свела Фу Чжэньсуна с известным мастером уданского меча Ли Цзинлинем, военачальником, обучавшим боевому искусству солдат китайской армии. В конце 1927 года Академия была открыта в Нанкине.

По инициативе генерала Ли и его соратников, генералов Чжан Цзыцзяна и Фун Цзуцзыана в следующем году были проведены первые национальные полноконтактные соревнования среди специалистов боевых искусств. Целью соревнований был отбор лучших бойцов для преподавания кулачного искусства для учеников Академии. Сотни знаменитых мастеров китайских боевых искусств прибыли на соревнования, чтобы участвовать в состязаниях по работе с оружием, саньшоу и поединках лейтай.

Подробнее...

Достоинства и преимущества стиля Тайцзицюань У Цзяньцюаня.

Среди множества стилей ушу каждый имеет свою уникальную историю, свое начало и развитие. Одни из стилей пришли к нам в неизменном, Тайцзицюань У Цзяньцюаняпрактически, виде, на основе других, в разные исторические периоды, возникали новые направления и только некоторые сходные черты в тренировочных упражнениях, позволяют утверждать их идентичность.

К последним можно отнести стиль Тайцзицюань. На сегодня выделяются пять основных направлений стиля, основой которых является древнее кулачное искусство разработанное мастером Чэнь. Среди них Тайцзицюань, являющийся исходным боевым искусством, хранимым и передаваемым из поколения в поколение представителями семьи Чэнь.

Популярным сегодня комплексом оздоровительных движений является Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨式太极拳). Существует мнение, что этот стиль разработанный Ян Лучанем, является упрощенной версией стиля Тайцзицюань семьи Чэнь, переработанным для богатой аристократии. У Юйсян, обучавшийся мастерству стиля как у Ян Лучаня, так и у представителей семьи Чэнь, в дальнейшем предложил свою версию – Тайцзицюань У Юйсян (кит. 武式太极拳) .

Известен также и стиль Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳) , произошедший от Сунь Лутана, изучавшего в свое время кроме Тайцзицюань много других стилей кулачного искусства. Дальнейшее развитие и усовершенствование традиционного стиля Тайцзицюань семьи Ян представляет собой стиль Тайцзицюань У. 

Подробнее...

Стиль кулачного искусства «Синъицюань» - «кулак формы и намерения».

«Путь кулачного искусства требует лишь
упорной тренировки собственного тела
для устранения болезней
и обретения долголетия.»

Мастер Сунь Лутан

Синъицюань (кит.形意拳)История возникновения любого из стилей ушу напоминает больше красивую легенду, нежели педантичный список дат и установленных фактов. Всякая легенда должна отслеживать традиции стиля от «золотой, глубокой» древности до наших дней.

Правда, это не всегда удается, и история зарождения многих стилей так и остается нераскрытой. Возможно это и к лучшему, так как большинство современных мастеров кулачного искусства пришли в ушу именно привлеченные ореолом таинственности и загадочности.

В полной мере это можно отнести к одному из видов боевого кулачного искусства Китая – стилю Синъицюань (кит.形意拳). Уже само название имеет несколько разночтений, что объясняется разными переводами и пониманиями значения трех иероглифов, составляющие название стиля.

Иероглифы «син», «и», «цюань», составляющие слово «Синъицюань», переводятся по разному: «стиль воплощенного намерения», «кулак формы и воли» и «воля, явленная в кулачном искусстве». В разных источниках название стиля Синъицюань читается как «Кулак оформленной воли» или «Кулак формы и намерения».

Наиболее распространенным переводом названия есть «Кулак формы и намерения». Считается, что в это название объединяет в одно целое две самые важные составляющие Синъицюань – «намерению» соответствует «кулак пяти первостихий», а «движению» или «форме» - «кулак двенадцати животных». Таким образом, стиль боевого искусства «Синъицюань» основан на волевом наполнении движений и проработке внешней формы.

Не существует на сегодня и единой версии относительно основателя стиля. По одной из версий, предания приписывают авторство стиля Синъицюань самому Юэ Фэю. Однако противники такой теории говорят о наличии в Китае нескольких стилей, разительно отличающихся друг от друга, автором которых считается Юэ Фэй. 

Подробнее...

Тайцзицюань семьи Чэнь – яркий образец стиля боевого кулачного искусства.

«Кулак Великого Предела» или Тайцзицюань, являясь китайским боевым кулачным искусством, наверное, есть самым уникальным стилем ушу, который в течение многих лет претерпел такие значительные трансформации.

Чэнь ВантинСтиль Тайцзицюань, поддерживаемый членами семьи основателя стиля Чэнь Вантин, и сегодня остается ярким примером серьезного боевого кулачного искусства, испытанного в боевых условиях. Этот же стиль, который распространили члены семьи Ян Лучаня, воспринимается многими его почитателями только как лечебно-оздоровительная гимнастика.

 

Тайцзицюань, в его первоначальном виде, является многогранным кулачным искусством, умело совмещающим очень эффективные жёсткие и мягкие техники. Ряд существующих тренировочных методик этого направления Кулака Великого Предела, как и других даосских направлений Тайцзицюань, истоком которых не является стиль семьи Чэнь, направлены на совершенствование качеств мягкости и жёсткости.

 

Возможно, некоторое влияние имеет и навязанное современными фильмами мнение о стилях кулачного искусства как о кулачных боях, где преобладают мощные удары руками и ногами, эффектные прыжки и т.п. На самом деле, показанные приемы ведения кулачного боя только смотрятся очень эффектно. В реальных условиях настоящего боя ощутимого эффекта они не принесут.

Каждый мастер кулачного искусства хорошо знает, что в основу мастерства ведения боя, заложен принцип максимальной экономии сил, что кардинально меняет и саму технику ведения боя, и подход к ее изучению. Умелый боец отличается тем, что провоцирует противника на беспорядочные хаотичные движения, управляя при этом течением боя относительно незначительными, с виду, усилиями.

 

Для примера можно назвать последовательности Пао Чуй, известные как «взрывающиеся кулаки», или «бьющие руки», как одна из стадий туй шоу. Для многих же исследователей ушу характерным есть ошибочное мнение о Кулаке Великого Предела, как о мягкой технике. Такое заблуждение вызвано отсутствием в публичных вариантах широко распространенного стиля Ян, более жёстких техник.

 

Подробнее...

Тайцзицюань или «Кулак Великого Предела» - уникальный стиль ушу.

ТайцзицюаньТайцзицюань, что в переводе означает «Кулак Великого Предела», является китайским внутренним боевым искусством, одним из самых уникальных стилей ушу. Уникальность Кулака Великого Предела определяется как разными, диаметрально противоположными мнениями об истории его возникновения, так и постепенным превращением сугубо боевого искусства (о чем свидетельствует приставка «цюань», то есть – Кулак), в широкодоступную и популярную оздоровительную гимнастику.

Интересным и многозначительным есть и название стиля. Когда живущий во времена суньской эпохи философ Чжоу Дунья нарисовал в форме круга схему Великого предела, там было начертано: «Беспредельность есть Великим пределом, и Великий предел есть основой беспредельности». Исходя из этого, название Тайцзицюань предусматривает, чтобы все движения в Тайцзицюань были округлой формы, а один круг на схеме Великого предела как раз соответствует одному циклу комплекса таолу.

Упражнения Тайцзицюань предусматривают стремление к покою в движении, а к движению в покое; использование разума и не применение силы; разграничение пустого и полного. Движения Тайцзицюань, будто один замкнутый круг, где зарождаясь, накапливается сила, переплетаются все формы, везде господствует непрерывность, где нельзя отыскать ни начала, ни конца. Поистине: Великий предел является основой беспредельности.

 

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе