Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

История Китая

На что рассчитывали Мао Цзэдун и его сторонники в своих планах?

Да все на то же — на громадную численность населения Китая. Они исходили из примитивно-догматического понимания известного марксистского положения о человеке как главном элементе производительных сил. Маоисты явно полагали: коль скоро Китай — крупнейшая в мире страна по численности населения, то ему автоматически обеспечивается возможность «обскакать» все другие страны. «Одним из решающих факторов, — писал Мао Цзэдун в 1958 г.  касаясь этого вопроса, —. . . является 600-миллионное население».

На что рассчитывали Мао Цзэдун и его сторонники в своих планах?Ему вторил Лю Шаоии на 2-й сессии VIII съезда КПК: «. раз много людей, значит можно в еще больших размерах выпускать продукцию и в еще больших масштабах создавать накопления»; «у нас более чем шестьсот миллионов населения. . . Опираясь на эту великую силу, мы можем или очень скоро сможем сделать все то, что может сделать человечество. Нет такого дела, которого мы не сможем совершить»; «мы, несомненно, в короткий исторический срок оставим далеко позади себя все капиталистические страны мира» .
Игнорируя первостепенное значение создания материально-технической базы нового общества и целиком уповая лишь на рабочие руки, маоисты надеялись полностью использовать этот фактор с помощью «политики трех красных знамен», под которыми имелись в виду «новая генеральная линия, большой скачок и народные коммуны». В то время они получили название «трех талисманов».
Два первых компонента этой политики — «новая генеральная линия» и «большой скачок» — раскрывали методы достижения поставленных целей. Их назначение состояло в том, чтобы максимально взвинтить энтузиазм масс и на этой базе, не считаясь с трудностями и препятствиями, порожденными отсталостью, в кратчайший срок добиться максимума в экономическом прогрессе.
Но такого рода замыслы наталкивались на сопротивление кадров, которые в ходе первой пятилетки приобрели навыки, отвечавшие требованию планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, советскому опыту. С целью преодолеть это противодействие Мао Цзэдун выдвинул лозунг: «Нужно смелее мыслить, смелее говорить, смелее действовать», сопроводив его следующим разъяснением: «Трудовой народ таит в себе неисчерпаемые богатства активности и творчества. В прошлом творчество и активность народных масс подавлялись и эти богатства пропадали втуне, потому что партия и правительство не поощряли или недостаточно поощряли проявления активности и творчества трудового народа. . . Наш теперешний метод состоит в том, чтобы дать выход этим силам, искоренить предрассудки, дать простор активности и творчеству народных масс».

Подробнее...

Призывы и установки Мао Цзэдуна

Как нетрудно заметить, призывы и установки Мао Цзэдуна подчинялись одной цели: внушить многомиллионному населению КНР мистическую веру в его якобы безграничные возможности, реализации которых не могут помешать ни экономические трудности, ни отсутствие материально-технических предпосылок, ни любые другие препятствия.
При этом упор делался только на голый энтузиазм без какого-либо материального поощрения. «Не отдыхать — это дух коммунизма. Труд не ради денег. Труд теперь уже не только средство существования и эволюция денег, но и жизненная потребность. Лично я тружусь не ради скольких-то юаней, а в силу потребности», — распространялся Мао Цзэдун и ссылался на такой «аргумент»: «Нельзя брать в качестве критерия коммунизма только жизненный уровень, а то окажется, что вся разложившаяся аристократия и императоры давно пришли к коммунизму».

Призывы и установки Мао Цзэдуна

Мао повторял: «Если бедняк полон энергии, то ему и денег ни от кого не нужно».
Вполне понятно, что беспрерывный и беспредельный энтузиазм при отсутствии соответствующего материального обеспечения невозможен. В конце концов, людям свойственно уставать, а крайне тяжелые условия жизни китайских трудящихся, работа даже без возмещения затраченной энергии, без отдыха способны вызвать сопротивление и взрыв возмущения, Мао Цзэдун учитывал это и изыскивал такую форму организации общества, которая могла бы удерживать трудовое население в железной узде. Такой формой стала «народная коммуна» — третье «красное знамя» маоистской политики.

Подробнее...

Городские коммуны

 Китай

Например, в состав столичных городских «коммун» были включены сельскохозяйственные кооперативы, расположенные вблизи Пекина.
Мао Цзэдун в своих выступлениях четко обозначил и тот образ жизни, который должен господствовать в «коммунах» и который берет начало с яньаньских времен. На том же совещании в Бэйдайхэ Мао поставил «вопрос об отказе от системы денежного жалованья и восстановлении системы бесплатного снабжения. Раньше, — вспоминал он порядки, существовавшие в Яньани в 40-х годах, — военные не получали денежного довольствия, не освобождались от службы в воскресные дни, не работали по распорядку 8-часового рабочего дня. Сверху донизу — и офицеры и солдаты — все были едины, армия и народ составляли одно целое.

Когда приводятся в движение тысячи, десятки тысяч людей, такой коммунистический дух очень хорош. Если человек живет только для того, чтобы есть пищу, то разве он не уподобляется собаке, которая живет для того, чтобы жрать дерьмо? » На заключительном этапе обсуждения в Бэйдайхэ вопроса о «народных коммунах», Мао Цзэдун, как бы ставя точку над подчеркнул: «В некоторых народных коммунах принята военизированная форма организации— дивизии, полки, батальоны, роты. В других ее нет.

Подробнее...

Руководство КПК


Руководство КПК, выдвинув тезис о «непрерывной революции», настаивало на том, что «мы не должны топтаться на этапе социализма». При этом Мао Цзэдун понимал, что его установки и предпринимаемые в их осуществление действия противоречат принципам социализма и разрушают его основы. В этой связи знаменательно следующее высказывание Мао: «. . . в России утвердился социалистический порядок, но этот порядок не нужно было закреплять. Мы же, наоборот, разрушаем часть социалистического порядка, поскольку система бесплатного снабжения как раз и разрушает этот порядок». Правда, в решении VI пленума ЦК КПК о «народных коммунах» есть, хотя и довольно путаное, предупреждение против того, чтобы «впадать в пустое фразерство о возможности прыгнуть в коммунизм, минуя этап социализма».

Подробнее...

«Движение за развитие малой металлургии».

В октябре 1957 г. Мао Цзэдун заявил на пленуме ЦК КПК, касаясь увеличения производства стали: «. . . Малая металлургиямы можем развиваться быстрее. Я полагаю, что было бы полезно впредь больше создавать малых сталелитейных предприятий. . . » Затем эта мысль была доведена до абсурда. Карликовые доменные печи покрыли территорию всей страны.

Выплавка металла была вменена в обязанность буквально всем категориям населения, вплоть до высших руководителей. «Массовое движение за выплавку чугуна и стали является проявлением подъема активности и инициативы народа нашей страны в деле ускорения темпов социалистического строительства, великим революционным движением с участием нескольких десятков миллионов людей. . . » — говорилось в передовой статье «Жэньминь жибао». Сельские «коммуны» перебросили с полей 80—90 млн. человек, чтобы обеспечить «большой скачок» в выплавке стали и чугуна, добыче угля.
Общая картина «всенародного движения за увеличение выплавки чугуна и стали» хорошо обрисована во многих публикациях, касающихся того периода. Оценка этой нелепой затеи не вызывает ни споров, ни сомнений. Поэтому остается выяснить лишь один момент — личную ответственность Мао Цзэдуна и в данном случае.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе