История Китая
В июле 1957 г. Мао Цзэдун подтверждал: «Мы говорим, что надо упорядочить стиль работы коммунистической партии, а идеалисты заявляют, что надо ликвидировать коммунистическую партию»Призывы правых к физическому истреблению коммунистов, к ликвидации «партийной Поднебесной», то есть правящего положения КПК, к разгрому компартии и ее руководства встревожили Мао Цзэдуна и его окружение. Перепугавшись прежде всего за собственную судьбу, они поспешно внесли существенные поправки в «новые установки». 19 июня 1957 г. «Жэньминь жибао» опубликовала заново отредактированный вариант выступления Мао на заседании Верховного государственного совещания КНР 27 февраля того же года.
Здесь были сформулированы шесть критериев, отличающих «благоухающие цветы» от «ядовитых трав»: укрепление сплоченности многонациональной страны, а не провоцирование раскола в ней; содействие социалистическим преобразованиям п социалистическому строительству, а не причинение им ущерба; укрепление демократического централизма, а не ослабление его; укрепление руководящей роли коммунистической партии, а не подрыв ее; укрепление, а не подрыв международной социалистической солидарности н солидарности всех миролюбивых народов.
Тот факт, что значительное число членов КПК с самого начала было против правооппортунистическнх загибов Мао Цзэдуна, обеспечил в конечном итоге положительный исход борьбы против наступления буржуазии. Однако сдвиг в политике руководства КПК вправо, широкое распространение оппортунистических «курсов» и «лозунгов» сделали свое дело — влияние мелкобуржуазной идеологии в партии и стране усилилось.
В это же время появилась легенда о так называемой «ловушке», в которую Мао Цзэдун будто бы преднамеренно заманивал правых: предоставив им возможности для открытого выступления, таким образом выявить их и затем нанести по ним удар.
Если бы это соответствовало действительности, то и тогда руководство КПК заслуживало безусловной и непримиримой критики ибо, как учит В. И. Ленин, «люди, которые под политикой понимают мелкие приемы, сводящиеся иногда чуть ли не к обману, должны встречать в нашей среде самое решительное осуждение».
На деле же все обстояло иначе. Мао Цзэдун в мае 1957 г. каялся: «Мы предполагали и надеялись, что ядовитые травы и ароматные цветы будут вместе появляться, что мерзкая нечисть и сказочные диковины будут вместе расти, ибо в конечном счете хорошее составляет большинство, а плохое — меньшинство». А когда эта оппортунистическая иллюзия, естественно, не оправдалась, Мао бросился в другую крайность.
И в этом случае снова проявилась мелкобуржуазная сущность политики Мао Цзэдуна, отличающейся метаниями из стороны в сторону. От его широковещательных либеральных проповедей не остается и следа, их заменяют недвусмысленные угрозы и репрессии. Мао начинает говорить о «бешеном наступлении правых элементов» и угрожает им «гибелью». Демократические партии были обвинены в «гнусной роли в период движения «пусть соперничают сто школ» и в процессе движения «за упорядочение стиля». Правые получили оценку как «антикоммунистические, антисоциалистические реакционные элементы», которых «следует наказывать».
Теперь противоречие между «народом» и правыми было охарактеризовано как «противоречие между нами и нашими врагами, антагонистическое, непримиримое противоречие, которое разрешается путем борьбы не на жизнь, а на смерть».
Мао Цзэдун начинает прямо высказываться за массовые репрессии: «. . . Цинь Шихуан казнил только 4 сотни конфуцианцев и в результате потерпел неудачу. . . Это является примером «не доведенного до конца подавления контрреволюции». «Требование поменьше казнить еще не значит, что казнить вообще никого не нужно». Мао дает установку: «сначала надо хватать, а потом уже рассуждать» .
В июле 1957 г. Мао Цзэдун подсчитал «. . . в Пекине разоблачено 1500 человек, по всей стране будет разоблачено столько, сколько в десяти Пекннах». В октябре того же года он называл число выявленных правых — 50—60 тыс. человек — и указывал, что в будущем оно «достигнет максимума в 150—200 тысяч». Однако в действительности счет пошел на многие сотни тысяч и достиг, по более поздним сведениям, 2 млн. человек.
Борьба против правых была объявлена «великой социалистической революцией на политическом и идеологическом фронтах», призванной дополнить революцию на экономическом фронте, в области собственности на средства производства.
Свой переход с нравореформистских позиций на левацкие Мао Цзэдун попытался обосновать теоретически. Еще в феврале 1957 г. он полностью разделял положение, содержавшееся в документах VI11 съезда КПК но вопросу «кто — кого», и подчеркивал, что «исход этой борьбы определился», что «потерпел поражение капитализм, победил социализм, в основном победил». Больше того, судя по выступлениям Мао в 1956 г., не кто иной, как он сам был автором если не формулировки, то идеи о победе в борьбе между двумя путями социалистического пути и завершении в основном классовой борьбы в крупных масштабах. Но уже в июле 1957 г. Мао резко меняет свои взгляды и заявляет: «Как и в городе, в деревне по-прежнему идет борьба между двумя путями развития: социалистическим и капиталистическим. Для достижения окончательной победы в этой борьбе потребуется очень много времени.
Он и его окружение не удержались на промежуточных рубежах и катились вправо до тех пор, пока не столкнулись с достаточно сильным выступлением национальной буржуазии, благоприятные условия для которого создали они сами. Вынужденные резко затормозить перед угрозой собственной гибели, маоисты, не переводя дыхания, повернули на 180 градусов и с возрастающей скоростью покатились теперь уже влево, вновь в полной мере проявляя мелкобуржуазную неустойчивость.
Активизация бывших помещиков во время наступления правых, их попытки возвратить себе землю и имущество, экспроприированные в ходе аграрной реформы, вызывали у крестьян опасение потерять даже то немногое, что они приобрели в результате победы революции в 1949 г. В ответ на угрозу справа в китайском крестьянстве усилилась левая тенденция. Эта перемена немедленно отразилась в политике группы Мао Цзэдуна. Напуганная наступлением правых и затем опьяненная их быстрым разгромом, обуреваемая гегемонистскими амбициями, которые еще более возросли вследствие сугубо националистической оценки успехов первой пятилетки, она переметнулась с позиции мелкобуржуазного реформизма на позицию мелкобуржуазного революционализма.
Этот факт нашел предметное выражение в особом курсе руководства КПК во внутренней и внешней политике, означавшем отход от марксизма-ленинизма и глубоко противоречившем основным закономерностям социалистической революции и социалистического строительства.
Выводы Декларации 1957 г. затем были подтверждены Заявлением Совещания представителей 81 коммунистической и рабочей партии 1960 г.
Под обоими указанными документами стояла подпись делегации Компартии Китая. Однако китайские руководители, возглавляемые Мао Цзэдуном, проявили «склонность сжечь то, чему они вчера поклонялись». Прошло совсем немного времени после того, как были подписаны эти документы международного коммунистического движения, и маоисты занялись новотворчеством, оторванным и от марксизма-ленинизма и от китайской действительности, — начали выдвигать теперь уже не отдельные установки, а целую «концепцию» строительства социализма, в корне расходящуюся с буквой и духом указанных документов.
Здесь необходима наисущественнейшая оговорка. Маоизм не является учением общепринятом значении этого слова. Подобно составляющим его основу «идеям» Мао Цзэдуна, он отнюдь не содержит сколько-нибудь систематизированных самостоятельных взглядов; ему совершенно не свойственны ни полнота, ни стройность, ни законченность. Мао Цзэдун и его последователи всегда расценивали теорию лишь как на все готовую служанку своей политики, призванную покрывать их корыстные замыслы, беспринципные маневры и головокружительные повороты.