История Китая
С другой стороны, столкнувшись с фактом сопротивления мелкой и национальной буржуазии социальным преобразованиям, Мао явно перепугался. Будучи сам носителем взглядов н настроений мелких собственников, он заколебался и стал поворачивать вспять. Выдвигая «новые установки», он попросту заискивал перед мелкой и национальной буржуазией, стараясь «завоевать» ее расположение.
Если взять область экономики, то Мао Цзэдун еще в конце 1955 г. обещал: «Весьма вероятно, что страна станет социалистической, но не индустриальной. . . » Эта уступка мелкособственническим воззрениям сказалась в апреле 1956 г. в изменении пропорций в капиталовложениях в пользу легкой промышленности и сельского хозяйства, о чем говорилось в докладе Мао Цзэдуна «О десяти взаимоотношениях», а в начале 60-х годов — в открытом отказе от индустриализации и переходе к политике «сельское хозяйство — основа народного хозяйства». Одновременно Мао Цзэдун заверил национальную буржуазию в том, что выплата твердого процента ей будет продолжаться и впредь, независимо от «вступления в социализм».
Но особенно наглядными проявления оппортунизма были в общественно-политической и идеологической сферах, — это. прежде всего, курс на «длительное сосуществование КПК с демократическими партиями и взаимный контроль между ними», лозунг «пусть расцветают сто цветов», теория «противоречий внутри народа».
Курс «на длительное сосуществование» коммунистической партии с буржуазно-демократическими партиями и группировками, как его трактовал Мао Цзэдун, нацеливал не на организацию их позитивного сотрудничества в строительстве социализма, а на внедрение контроля со стороны буржуазных демократов над деятельностью компартии, то есть фактически на борьбу против правящего положения КПК. Одновременно с выдвижением этого курса на заседании Политбюро ЦК КПК 25 апреля 1956 г. Мао провозгласил призыв «бороться с бюрократизмом и с расширением аппарата», тут же предложив «сократить партийные и административные органы, урезав их на две трети».
Мао так ориентировал партийные кадры: «Что касается «длительного сосуществования и взаимного контроля», то под этим подразумевается следующее: мы специально пригласили этих деятелей для контроля над нами, а также осуществляем длительное сосуществование, поровну деля с ними день за днем». Отстаивая то положение, что буржуазно-демократические партии и группировки не должны прекращать существование раньше, чем КПК, Мао подчеркивал: критикуя компартию, они «тем самым отмечают наши недостатки. Поэтому сейчас надо не сдерживать их, а давать им волю, что в настоящее время делается недостаточно; следует не давить на них, а вовсе прекратить всякое давление».
Не чем иным, как уступкой буржуазным воззрениям и лакейством перед мелкой и национальной буржуазией был и лозунг «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» . О том, что этот лозунг не имеет никакого отношения к социализму, свидетельствует единственный аргумент, который Мао привел при его выдвижении: «Таково было мнение народа еще 2000 лет назад». Лозунг этот касался не только искусства и науки.
«Цанькао сяньи» печаталась тиражом намного большим, чем другие газеты , чтобы ее «мог читать миллион человек», как повелел Мао Цзэдун. В последующем ее стали выпускать в нескольких миллионах экземпляров, рассылать в города, уезды и низовые организации; она превратилась в один из основных источников информации для кадровых работников и стала доступной для каждого желающего.
Не подлежит ни малейшему сомнению та исключительно важная роль, которую отводят конструктивной критике марксистско-ленинские партии в своей деятельности. Но критические по форме выступления Мао Цзэдуна представляли собой, по существу, смесь право-портунистической демагогии и плохо скрываемой неприязни к марксизму-ленинизму, народно-демократическому строю. В бурной обстановке того времени, связанной с социально-экономическими преобразованиями и усилившимися колебаниями мелкобуржуазных слоев китайского общества, речи Мао нельзя было расценить иначе, как приглашение атаковать идейные и политические позиции рабочего класса, подвергнуть марксизм-ленинизм в условиях Китая и партийный актив КПК так сказать, «испытанию на прочность».
Филиппики Мао Цзэдуна в адрес марксизма, народно-демократического строя и партийно-государственных работников маскировали сползание маоистов в мелкобуржуазно-реформистское болото. Ведь каждая из «новых установок» и все они в совокупности — это и есть мелкобуржуазный реформизм. «Курс на длительное сосуществование коммунистической партии с буржуазно-демократическими и взаимный контроль между ними» на деле подрывал руководящую роль КПК в обществе, давал буржуазным партиям, сохранившимся в КНР, действенный рычаг для борьбы за власть. Лозунг «пусть расцветают все цветы», как его проводили на практике маоисты, легализовал антимарксистские, антисоциалистические взгляды и их пропаганду, был направлен против завоевания пролетарской идеологией господствующего положения в стране.
Число членов буржуазно-демократических партий за один 1956 г. подскочило на 80% и к середине 1957 г. увеличилось более чем в два раза по сравнению с 1955 г. Правое крыло национальной буржуазии с конца 1956 г. постепенно активизировало свои действия. Его тактика сводилась к тому, чтобы под покровом лозунга «пусть расцветают сто цветов» развернуть антисоциалистическую пропаганду и с ее помощью подорвать н народе веру в социализм, в рабочий класс и коммунистическую партию, повести за собой демократические партии, большинство интеллигенции, частных предпринимателей и молодежи, спровоцировать волнения, создать хаос и неразбериху в стране, а потом выступить в роли «спасителя родины».
Как позже отмечал Мао Цзэдун, «стоило нам провозгласить курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», как «цветы» тут же «расцвели». Раньше буржуазия была смирной, а теперь она стала роптать и подняла сильный шум». «В мае правые начали наступление» .
Дискредитации подверглись общественный и политический строй КНР, система управления народным хозяйством, все общественные организации, внутренняя и внешняя политика. Появились требования отменить преобразования, проведенные в капиталистической промышленности, кустарном производстве и сельском хозяйстве. Правые выступили против дружбы КНР с СССР, выдвинули территориальные притязания к Советскому Союзу, ратовали за сближение Китая с США.
Под влиянием этих выступлений, в обстановке идейно-политической дезориентации, созданной «новыми установками», заколебались интеллигенция и молодежь, а также часть членов КПК. Оживились контрреволюционные элементы. Бывшие помещики стали запугивать крестьян, травить кадровых работников, пытаться возвратить себе имущество, конфискованное у них в ходе аграрной реформы.