В шаолиньском
ушу есть как стили внутренней работы, где главное — мягкость, так и стили внешней работы, наполненные жесткой силой. К настоящему времени стилей внешней работы一 подавляющее большинство.
Внутреннюю и внешнюю работу различают по специфике искусства, вне зависимости от школы. Если в основном тренируют «мышцы, кожу и кости»一 это внешняя работа, если «цзин,ци и шэнь»一 это внутренняя работа.
Очень трудно определить, какие стили следует относить к шаолиньским, ибо в разных концах Китая существуют стили, занимающиеся которыми свято уверены, что стиль идет чуть ли не от самого Бодхидхармы (например, в Дэнфэне (административный центр одноименного уезда) вам покажут комплекс лао хунцюань (старый хунцюань), абсолютно неизвестный в Шаолине). Сейчас к шаолиньским стилям обычно относят стили практиковавшиеся и практикующиеся в монастыре постоянно (как, например, хунцюань, с которого обычно и начинают изучать
шаолиньцюань) и стили, носители традиций которых проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых несомненно (это упоминавшийся ранее лохань-цюань, или шаолинь каньцзя-цюань (шаолиньский домашний стиль), хранителем которого был ушедший впоследствии в мир Суфа.
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства с уверенностью можно отнести (помимо вышеупомянутых) следующие: сяо хунцюань (малый хуньцюань), да хунцюань (большой хунцюань一 3 комплекса), паоцюань (пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак обращенный к солнцу), мэйхуацюанъ (кулак сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак пронзающих рук), цзиньганцюань (алмазный кулак), синьиба (захват сердца и мысли) и ряд других.
В парные таолу входят люхэцюань (кулак шести соединений), ухэцюань (кулак пяти соединений), «72 приема Цзюэюаня» и лругис. Основные виды оружия: шест, копье, широкий меч-дао, прямой меч-цзянь, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, лопата с полумесяцем, девятизвенный хлыст, трехсекционный цеп, кинжал, алебарда-цзи, трезубец. К смешанным таолу относятся «с голыми руками против широкого меча», «с голыми руками против копья», «с голыми руками против кинжала», «алебарда против копья», «широкий меч против копья», «шест против копья», «серп для травы против копья», «пара широких мечей против копья», «шест высотой до бровей против копья», «костыль против копья», «костыль против шеста высотой до бровей», «девятизвенный хлыст против шеста», «пернач с хлыстом против копья», «цеп против копья» и многие другие.
Помимо всего этого в шаолиньском ушу есть методики
циньна (болевых захватов, заломов, удушений и т.п.), специальные боя на короткой дистанции, трактат «Ицзинь- цзин» («Канон изменений в мышцах») и множество методов жесткой и мягкой наработки.
Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том, что подъемы и опускания, наступления и отступления происходят по одной линии, подъемы поперечные一 опускания продольные. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях, там считают, что атака и защита должны происходить фронтально или с боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. Бытует поговорка: «кулак бьет на пространстве где может улечься корова». Это означает, что в бою наступления и отступления делаются на два-три шага, поэтому при занятиях шаолиньским ушу нет ограничений по площадке и оборудованию.
Кроме того, в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью) рука согнута в локте — и в то же время не согнута, выпрямлена — и в то же время не выпрямлена, это тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпрямилась ——не остается сил на возвращение, и если сильный противник схватил ее, то сможет причинить вред; если рука слишком согнута一 то может не достать до цели.
В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованное использование трех внутренних координации (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и трех внешнщ координации (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер).
Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься一 подобен ветру, стоишь一 подобен вбитому гвоздю, тяжел一 словно железо, легок一 словно листок, защищаешься一 словно девственница, нападаешь一 как свирепый тигр. Есть поговорка: «у кулака есть форма, у удара нет формы». Ее смысл в том, что кулак при тренировке таолу увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть его форму. Правило кулачного искусства гласит: «нет приемов и блоков一 будет лишь один удар, появились приемы и блоки一 ударов будет несколько десятков».
К прикладным методам также относятся правила «внешне свиреп一 внутри спокоен», «поднять шум на востоке и атаковать с
запада», «указать вверх и ударить вниз», «пустое и полное используются параллельно», «есть методы для инь, есть методы для ян». Движения мощные и ловкие, смысл глубокий ——и выражен просто. Сила используется ловко, и в изобилии содержит реактивность, в жестком встречается мягкое, в мягком встречается жесткое, жесткое и мягкое помогают друг другу.
Шаолинь-цюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
«Наработка» означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать «один прием на одну позицию», в атаке есть защита, в защите есть атака. «Соответствие»: ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней. «Храбростью ——это решительность. Появилась возможность ——и атакуешь без колебаний. «Быстрота»一 это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом一 будто летящий лебедь. «Свирепость» означает, что в движениях должна быть сила. «Подлинность» — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой. Если не удар ——то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.
При этом в шаолиньском ушу обращают огромное внимание на трансформации пустого и полного, в стратегии прорабатывают принцип «встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением». В закалке основным методом является «столбовое настаивание», в который входят столбовое настаивание в позиции мабу,на столбах знаков «цзы» и «у», на столбах сливы мэйхуа.
«Столбовое настаивание»一 база шаолиньского кулачного искусства, важнейший способ тренировки силы ног и регулирования дыхания. Натренировал «столбовое настаивание» и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань.
Особенности стиля Шаолинь-цюань обобщены в следующих строках: «двигаться, как водяной вал; быть спокойным, как горная вершина; вскакивать, как обезьяна; падать как сорока; стоять, как петух; быть стройным, как сосна; вращаться, как колесо; изгибаться, как лук; быть быстрым, как ветер; стойким, как сокол; легким, как лист; тяжелым, как железо; беречься, как девственница; нападать, как свирепый тигр». ,
Особенности стиля следующие:
1.Во время работы над базовой техникой акцент следует делать на статические стойки, основные из которых мабу (стойка всадника),ицзы-чжуаи (стул-свая), динцзы-чжуан (Т- образная свая). При упражнениях в стойках одновременно отрабатывается взгляд, слух и действия, которые выражаются словами ловить, тянуть, толкать, поднимать, бить ногой, бить рукой.
2.Движение кулака идет по прямой линии. Действия сильные, мощные, челночные (возвратно-поступатйдьные), с соблюдением принципа «бить кулаком по одной линии»
3.Многоплановость боевого искусства. Китайская боевая поговорка гласит: «изящный как кошка, раскованный, как ткгр, идет, как дракон, гремит, как гром, мелькает, как молния». Здесь речь идет о многоплановом искусстве Шаолиня, заключающемся в обманных действиях, отвлекающих маневрах и т.п., что выражается словами «показать вверху, ударить внизу», «изобразить атаку, а самому отойти» и т.д. Сочетая пустое и полное, твердое и мягкое, искать подходящий момент для мгновенной атаки. Нанося удар противнику, руку ставить жестко.
4.Уделять серьезное внимание дыханию. К особенностям шаолинь-цюань можно отнести выкрики, правильное дыхание, умелое использование благоприятного случая и применение энергии ци. Правило гласит: «Бить изо всей силы, колоть мечом в соответствии с ци, везением дорожить; искусство торможения и возбуждения нервов заключается прежде всего в дыхании». На тренировках заострять внимание на соблюдении принципа «один комплекс ——один выкрик»
5. Особый упор должен быть на технике ударов, пристальное внимание уделять реальной боевой схватке. «Внешне непобедимый терпит поражение, если на тренировках не ищешь покоя. Выйдя на поле боя, рази врага большим трудом, но малой кровью» — требует поговорка. В каждом движении кулака заложена идея атаки или защиты. Особо важными моментами являются скорость, точность и жесткость.
Скорость: вступив в схватку, иди прямо в лобовую атаку, пускай в ход силу слева и справа, соблюдай принцип «кулак видим, удар невидим» и «если выброшенную вперед руку ты не увйдишь, то, ударив человека, ты его больше не увидишь». Так достигается победа.
Точность: удар наносится точно в нужную точку, «поднял руку ——бей в пах, поднял локоть ——бей в сердце, поднял ступню一 бей в колено, поднял колено一 бей в грудь. Ногой бей, коленом разделяй ——и достигнешь точности ударов».
Жесткость: «руку выставляй вперед яростно, словно свирепый тигр набрасывается на человека; вступив в рукопашную схватку, применяй восемь ударов в ущерб врагу».
Эти удары следующие:
1. Удар в бровь и оба зрачка,
2. Удар в верхнюю губу,
3. Боковой удар в щеку,
4. Удар сзади в черепные трещины,
5. Удар по внутренним органам и в грудную клетку,
6. Удар в пах,
7. Удар в колено и голень,
8. Мощный удар, ломающий кости.
Помни старую заповедь: «Бей тысячу раз и мастерство появится». Формирование стиля шаолинь-цюань происходило в условиях настойчивой отработки каждого элемента. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные залы монастыря и сорок восемь подземных галерей.
Можно сказать, что стиль шаолиньцюань заимствовал название у монастыря и сформировался на базе древнего китайского искусства укрепления тела и на синтезе различных направлений боевых искусств. Он является одним из самых популярных стилей ушу в КНР и во всем мире.