Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Шаолиньское ушу (Шаолиньцюань)

В шаолиньском ушу есть как стили внутренней работы, где главное — мягкость, так и стили внешней работы, напол­ненные жесткой силой. К настоящему времени стилей внеш­ней работы一 подавляющее большинство.

Шаолиньский стиль ушуВнутреннюю и внешнюю работу различают по специфике искусства, вне зависимости от школы. Если в основном тренируют «мыш­цы, кожу и кости»一 это внешняя работа, если «цзин,ци и шэнь»一 это внутренняя работа.
 

Очень трудно определить, какие стили следует относить к шаолиньским, ибо в разных концах Китая существуют сти­ли, занимающиеся которыми свято уверены, что стиль идет чуть ли не от самого Бодхидхармы (например, в Дэнфэне (административный центр одноименного уезда) вам пока­жут комплекс лао хунцюань (старый хунцюань), абсолютно неизвестный в Шаолине). Сейчас к шаолиньским стилям обычно относят стили практиковавшиеся и практикую­щиеся в монастыре постоянно (как, например, хунцюань, с которого обычно и начинают изучать шаолиньцюань) и стили, носители традиций которых проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение ко­торых несомненно (это упоминавшийся ранее лохань-цюань, или шаолинь каньцзя-цюань (шаолиньский домашний стиль), хранителем которого был ушедший впоследствии в мир Суфа.
 
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного ис­кусства с уверенностью можно отнести (помимо вышеупо­мянутых) следующие: сяо хунцюань (малый хуньцюань), да хунцюань (большой хунцюань一 3 комплекса), паоцюань (пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак обращенный к солнцу), мэйхуацюанъ (кулак сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак про­нзающих рук), цзиньганцюань (алмазный кулак), синьиба (за­хват сердца и мысли) и ряд других.

В парные таолу входят люхэцюань (кулак шести соединений), ухэцюань (кулак пяти соединений), «72 приема Цзюэюаня» и лругис. Основные виды оружия: шест, копье, широкий меч-дао, прямой меч-цзянь, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, лопата с по­лумесяцем, девятизвенный хлыст, трехсекционный цеп, кин­жал, алебарда-цзи, трезубец. К смешанным таолу относятся «с голыми руками против широкого меча», «с голыми ру­ками против копья», «с голыми руками против кинжала», «алебарда против копья», «широкий меч против копья», «шест против копья», «серп для травы против копья», «пара широ­ких мечей против копья», «шест высотой до бровей против копья», «костыль против копья», «костыль против шеста вы­сотой до бровей», «девятизвенный хлыст против шеста», «пернач с хлыстом против копья», «цеп против копья» и мно­гие другие.

Помимо всего этого в шаолиньском ушу есть методики циньна (болевых захватов, заломов, удушений и т.п.), специ­альные     боя на короткой дистанции, трактат «Ицзинь- цзин» («Канон изменений в мышцах») и множество методов жесткой и мягкой наработки.

Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том, что подъемы и опускания, наступления и отступления про­исходят по одной линии, подъемы поперечные一 опускания продольные. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях, там считают, что атака и защита должны происходить фрон­тально или с боковой стороны, незачем тратить силы и хо­дить кругами. Бытует поговорка: «кулак бьет на пространст­ве где может улечься корова». Это означает, что в бою наступления и отступления делаются на два-три шага, поэ­тому при занятиях шаолиньским ушу нет ограничений по площадке и оборудованию.

Кроме того, в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ла­донью) рука согнута в локте — и в то же время не согнута, выпрямлена — и в то же время не выпрямлена, это тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпря­милась ——не остается сил на возвращение, и если сильный противник схватил ее, то сможет причинить вред; если рука слишком согнута一 то может не достать до цели.

В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласо­ванное использование трех внутренних координации (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и трех внешнщ координации (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер).

Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься一 подобен ветру, стоишь一 подобен вбитому гвоздю, тяжел一 словно железо, легок一 словно листок, защищаешься一 словно дев­ственница, нападаешь一 как свирепый тигр. Есть поговор­ка: «у кулака есть форма, у удара нет формы». Ее смысл в том, что кулак при тренировке таолу увидеть можно, но в реаль­ной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть его форму. Правило кулачного искусства гласит: «нет при­емов и блоков一 будет лишь один удар, появились приемы и блоки一 ударов будет несколько десятков».

К прикладным методам также относятся правила «внеш­не свиреп一 внутри спокоен», «поднять шум на востоке и ата­ковать сУшу шаолиньского монастыря запада», «указать вверх и ударить вниз», «пустое и полное используются параллельно», «есть методы для инь, есть методы для ян». Движения мощные и ловкие, смысл глу­бокий ——и выражен просто. Сила используется ловко, и в изобилии содержит реактивность, в жестком встречается мягкое, в мягком встречается жесткое, жесткое и мягкое по­могают друг другу.
Шаолинь-цюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

«Наработка» означает, что мастерство должно быть со­вершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нуж­но, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестествен­ности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстри­ровать «один прием на одну позицию», в атаке есть защита, в защите есть атака. «Соответствие»: ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, четырь­мя лянами можно извлечь тысячу цзиней. «Храбростью ——это решительность. Появилась возможность ——и атакуешь без колебаний. «Быстрота»一 это скорость. В движении подо­бен убегающему зайцу, окидываешь взглядом一 будто летя­щий лебедь. «Свирепость» означает, что в движениях должна быть сила. «Подлинность» — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, фор­ма за формой. Если не удар ——то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

При этом в шаолиньском ушу обращают огромное вни­мание на трансформации пустого и полного, в стратегии прорабатывают принцип «встречаешь жесткое мягкой трансфор­мацией, встречаешь мягкое жестким наступлением». В закалке основным методом является «столбовое настаива­ние», в который входят столбовое настаивание в позиции мабу,на столбах знаков «цзы» и «у», на столбах сливы мэйхуа.

«Столбовое настаивание»一 база шаолиньского кулачного искусства, важнейший способ тренировки силы ног и регулирования дыхания. Натренировал «столбовое настаива­ние» и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань.
Особенности стиля Шаолинь-цюань обобщены в следу­ющих строках: «двигаться, как водяной вал; быть спокойным, как горная вершина; вскакивать, как обезьяна; падать как сорока; стоять, как петух; быть стройным, как сосна; вра­щаться, как колесо; изгибаться, как лук; быть быстрым, как ветер; стойким, как сокол; легким, как лист; тяжелым, как железо; беречься, как девственница; нападать, как свирепый тигр».            ,

Особенности стиля следующие:
1.Во время работы над базовой техникой акцент следу­ет делать на статические стойки, основные из которых мабу (стойка всадника),ицзы-чжуаи (стул-свая), динцзы-чжуан (Т- образная свая). При упражнениях в стойках одновременно отрабатывается взгляд, слух и действия, которые выражают­ся словами ловить, тянуть, толкать, поднимать, бить ногой, бить рукой.
2.Движение кулака идет по прямой линии. Действия силь­ные, мощные, челночные (возвратно-поступатйдьные), с соблюдением принципа «бить кулаком по одной линии»
3.Многоплановость боевого искусства. Китайская боевая поговорка гласит: «изящный как кошка, раскованный, как ткгр, идет, как дракон, гремит, как гром, мелькает, как мол­ния». Здесь речь идет о многоплановом искусстве Шаолиня, заключающемся в обманных действиях, отвлекающих манев­рах и т.п., что выражается словами «показать вверху, ударить внизу», «изобразить атаку, а самому отойти» и т.д. Сочетая пустое и полное, твердое и мягкое, искать подходящий мо­мент для мгновенной атаки. Нанося удар противнику, руку ставить жестко.
4.Уделять серьезное внимание дыханию. К особенностям шаолинь-цюань можно отнести выкрики, правильное дыха­ние, умелое использование благоприятного случая и приме­нение энергии ци. Правило гласит: «Бить изо всей силы, ко­лоть мечом в соответствии с ци, везением дорожить; искусство торможения и возбуждения нервов заключается прежде всего в дыхании». На тренировках заострять внима­ние на соблюдении принципа «один комплекс ——один вы­крик»
5. Особый упор должен быть на технике ударов, присталь­ное внимание уделять реальной боевой схватке. «Внешне непобедимый терпит поражение, если на тренировках не ищешь покоя. Выйдя на поле боя, рази врага большим трудом, но малой кровью» — требует поговорка. В каждом движении кулака заложена идея атаки или защиты. Особо важными мо­ментами являются скорость, точность и жесткость.

Скорость: вступив в схватку, иди прямо в лобовую атаку, пускай в ход силу слева и справа, соблюдай принцип «кулак видим, удар невидим» и «если выброшенную вперед руку ты не увйдишь, то, ударив человека, ты его больше не увидишь». Так достигается победа.
Точность: удар наносится точно в нужную точку, «поднял руку ——бей в пах, поднял локоть ——бей в сердце, поднял ступ­ню一 бей в колено, поднял колено一 бей в грудь. Ногой бей, коленом разделяй ——и достигнешь точности ударов».
Жесткость: «руку выставляй вперед яростно, словно сви­репый тигр набрасывается на человека; вступив в рукопаш­ную схватку, применяй восемь ударов в ущерб врагу».

Эти удары следующие:
1. Удар в бровь и оба зрачка,
2. Удар в верхнюю губу,
3. Боковой удар в щеку,
4. Удар сзади в черепные трещины,
5. Удар по внутренним органам и в грудную клетку,
6. Удар в пах,
7. Удар в колено и голень,
8. Мощный удар, ломающий кости.

Помни старую заповедь: «Бей тысячу раз и мастерство появится». Формирование стиля шаолинь-цюань происхо­дило в условиях настойчивой отработки каждого элемента. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные залы монас­тыря и сорок восемь подземных галерей.
Можно сказать, что стиль шаолиньцюань заимствовал название у монастыря и сформировался на базе древнего китайского искусства укрепления тела и на синтезе различных направлений боевых искусств. Он является одним из самых популярных стилей ушу в КНР и во всем мире.


Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе