Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

История китайского фарфора

«Китайский секрет». Так называется книга для детей, которую написала советская писательница Елена Яковлевна Данько. В этой книге рассказана история фарфора в Китае и других странах.

На разных языках фарфор называют по-разному. Но большинство этих названий прямо указывает на китайское происхождение  фарфора.

Заметнее всего это в английском названии «чайна». Потому что «чайна» означает по-английски и «фарфор», и «Китай».

С русским словом «фарфор» дело обстоит куда сложнее. Ученым — историкам и языковедам — пришлось немало потрудиться, чтобы распознать связь этого слова с Китаем и китайцами.

Выяснилось, что русское «фарфор» происходит от сред-неперсидского «фагфур». «Фагфуром» называли фарфор арабские и иные купцы из восточных стран, которые вместе с другими товарами привозили на Русь и китайскую посуду. На среднеперсидском языке «фагфур» означает «сын бога». Так называли в Иране китайского императора, который носил титул «сын неба».

История китайского фарфораИстория китайского фарфораФарфоровые изделия, которые привозили из Китая, изготовлялись большей частью на заводах, принадлежавших самому императору. Отсюда и пошло название «фагфур», то есть «сын неба».

Из всех открытий и изобретений, сделанных китайцами, секрет производства фарфора сохранялся дольше всего. В Китае настоящий фарфор умели изготовлять уже в VII в. н. э., полуфарфор — на несколько столетий раньше. А первый настоящий фарфор европейского производства появился только в XVIII в.

Китайский фарфор стал известен на Западе гораздо раньше. Фарфор был одним из главных предметов китайского вывоза. По сухопутным и морским путям он проник в Европу уже в XII в. Но понадобилось более полутысячи лет, чтобы тайна китайского фарфора перестала быть тайной. И это, несмотря на то, что фарфор ценился в Европе чуть ли ни на вес золота. Европейские правители и феодалы тратили на него огромные деньги, а владетель Саксонии в обмен на несколько китайских ваз отдал королю Пруссии целый конный полк!

Гончары и химики Западной Европы не жалели сил, чтобы создать собственный фарфор; короли и герцоги не скупились на посулы и угрозы, обещая то мешки с золотом, то пеньковую петлю. И все-таки столетие сменяло столетие, а получить в Европе настоящий фарфор так и не удавалось. Не удавалось получить его и в странах Ближнего и Среднего Востока, хотя там китайский фарфор стал известен еще раньше, чем в Европе: фарфоровые изделия из Китая появились в этих странах уже в IX в. н. э.

Почему же так долго сохранялся этот китайский секрет? Прежде всего, потому, что его берегли еще более ревниво, чем секрет получения шелка. Производство фарфора было сосредоточено на заводах, принадлежавших самому императору. Секрет охраняли не только от иностранцев, но и от самих китайцев. Обычно рабочие и мастера одного цеха не знали, что делается в другом.

Секрет не раз пытались украсть европейские шпионы. Дело это было тонкое, дипломатичное. Простому шпиону, не знающему дипломатичного обращения, поручать его было нельзя. Поэтому так же, как при похищении секрета шелка, эту задачу поставили монахам. Особенно ловко действовал один из них — француз по имени д'Антре-колль. Он сумел пробраться на фарфоровый завод и даже заполучить образцы сырья, из которого делали в Китае фарфор. Но и этот хитрец не сумел раскрыть тайну до конца. И в Западной Европе, и у нас в России фарфор был изобретен самостоятельно — людьми науки и труда. Но толчком к этому послужило изучение китайского фарфора.

Прежде всего, нужно было разобраться в том, что такое фарфор, из чего он сделан. На этот счет долго ходили всякие небылицы. В средние века на Западе верили, что фарфор обладает разными чудесными свойствами, например обезвреживать яд. В те времена короли и знатные дворяне нередко потчевали своих гостей отравленным вином. После такого угощения легче было завладеть землями покойного гостя. Прошло немало лет, прежде чем настал конец этим суевериям. Но на смену им пришли другие. Еще и в XVII в. даже ученые люди воображали и писали в толстых книгах, будто фарфор делается не то из морских ракушек, не то из яичной скорлупы.

Сейчас над этим, конечно, легко смеяться — состав фарфора знает или может узнан, каждый. Но если взять в руки красивую фарфоровую чашку пли вазу, ни за что не догадаешься из чего они сделаны. И даже трудно поверить, что главная составная часть фарфора, это такая же глина, из какой делаются обыкновенные горшки.

Гончарное искусство — одно из самых древних ремесел. Первые гончары жили еще в первобытном обществе. Но прошли тысячелетия, прежде чем был создан фарфор. Ибо фарфор — самый совершенный из всех материалов, в основе которых лежит глина. И до сих пор из глины не делается ничего более прекрасного, чем фарфор.

В основе фарфора лежит глина, но это не значит, что его можно изготовлять из любой глины. В природе есть глины, которые называют «тощими», и есть другие, которые зовутся «жирными». «Тощие» глины труднее поддаются лепке, но зато при обжиге формы изделий из этой глины почти не искажаются. К «тощим» глинам относится и каолин, что означает по-китайски «фарфоровая глина». Залежи каолина имеются не только в Китае, но и в других странах. Однако разрабатывать их начали только тогда, когда научились изготовлять фарфор. Китайское слово «каолин» вошло в языки других народов.

Что же означает это слово? По-китайски «гаолин» — это «высокие холмы». Так называются невысокие горы в нынешней провинции Хэнань. В древности в этих горах добывалась белая глина для производства фарфора.

Каолин имеет много достоинств. Прежде всего он обладает белизной. Эта белизна отличает обожженный фарфор (до покрытия его глазурью) от всех других глиняных изделий. В каолине почти нет посторонних примесей. Ему легко придать нужную форму.

Но ость у каолина один важный недостаток. Даже при очень сильном нагреве он плохо сплавляется. А без этого нельзя получить звонких прозрачных фарфоровых изделий.

Поэтому, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина мало. Китайские мастера поняли это очень давно. Но выход из положения они нашли далеко не сразу. На помощь китайским умельцам пришли родные горы. Только в горах Китая имеются залежи породы, которую называют «фарфоровым   камнем».

Эта горная порода состоит из полевого шпата и кварца. Камень имеет сероватый или желтоватый оттенок, но, если раздробить этот камень и истолочь его, а затем тщательно промыть порошок в воде, он становится белым, как очищенный от примесей каолин.

При очень высокой температуре (плюс 1800 градусов) фарфоровый камень плавится и делается таким же прозрачным, как стекло. Значит,, если смешать молотый фарфоровый камень с измельченным каолином, то получится масса, которая отлично сплавляется. А фарфор из этой массы после обжига станет не только белым, но и звонким, прозрачным.